Войти в почту

Что делать, если коллега слишком остро реагирует на все замечания?

Иногда в рабочем коллективе появляется сотрудник, который не может спокойно воспринимать критику, даже изложенную абсолютно корректно. Любые замечания вгоняют человека в грусть и тоску, а в отдельных случаях доводят до слез. «Иногда человек остается в детской позиции навсегда. Бурная реакция в виде обиды, слез или агрессии и есть проявление эмоциональной незрелости. Специалист может работать как сформировавшийся профессионал, но продолжать воспринимать критику по-детски», - рассказала изданию «Вести Подмосковья» психолог Лидия Кошкина.

Что делать, если коллега слишком остро реагирует на все замечания?
© Вести Подмосковья

По мнению специалиста, здесь главное не допустить двух ошибок. Первая заключается в том, что собеседник слишком мнительного коллеги начинает ставить себя на позицию его родителя: успокаивать, раздражаться, воспитывать, переживать. Профессиональное поле - пространство взрослых людей, на такой позиции и надо оставаться. Вторая ошибка - попытка «лечить» такого коллегу. Но своими силами в его проблемах не разобраться, это задача психолога или психотерапевта. «Главное - выстроить границы. Например, можно свести к минимуму личное общение, отправлять замечания в электронном виде. Если это невозможно, то следует прямо сказать коллеге, что он может реагировать как ему удобно, но вне корпоративного диалога», - отметила Кошкина. 

Коуч Александра Балод напомнила, что вместо «Ты постоянно ошибаешься» можно сказать «Я заметил несколько ошибок в последнем отчете». «Свои ожидания нужно сформулировать ясно и конкретно, объяснить, какие изменения или улучшения хочется видеть в работе коллеги, предложить несколько возможных вариантов решений или подсказок. Это особенно важно для новых сотрудников или на позициях начального уровня. Если усилия безрезультатны, то стоит подключить руководителя или HR-специалиста. Может быть, у них есть дополнительная информация о личности такого коллеги, благодаря которой удастся придумать эффективные стратегии», - рассказала эксперт. 

По мнению психолога Ильи Михеева, если собеседник в профессиональном (и любом другом) общении реагирует слишком бурно, то поведение говорит о его внутренней острой психологической боли. Эта боль может быть следствием некой душевной травмы, которая, скорее всего, была причинена в детстве. В связи с этим замечания и критика становятся ретравматизацией основного психологического страдания. «Даже если на недочеты указывают самым спокойным и мягким тоном, человек воспринимает их как посягательства на него самого как на личность. Я бы рекомендовал предельно четко разделить отношение к человеку и к обсуждаемому вопросу. Собеседник сможет конструктивно обсуждать любые вопросы, если убедится, что к нему относятся хорошо, что замечания не равны нападениям», - посоветовал эксперт Михеев. 

HR BR производственного департамента Boxberry Ольга Чернова порекомендовала также обратить внимание на свой ресурс: сколько уходит времени на эти эмоциональные всплески, как это влияет на бизнес-процессы? Стоит оценить и уникальность сотрудника: это необходимый профессионал, крепкий середнячок или начинающий специалист? Есть ли смысл подстраиваться и бороться с чужими «тараканами» или проще не мучить друг друга и разойтись? «Важно принимать решение, основанное на интересах компании. Речь всегда идет о том, что лучше для нее, а жалость к человеку не может быть достаточно влияющим аргументом», - напомнила Чернова. 

«Обратную связь тоже нужно уметь грамотно подать. Если сам руководитель или коллега общается на языке эмоций, а не фактов, позволяет повышать голос и вести себя агрессивно, то ждать покорного принятия таких замечаний не стоит. Деловая этика и правила обратной связи должны работать в обе стороны», - подытожила руководитель направления по внутренним коммуникациям компании «Киберпротект» Елизавета Гашева.