Профессия с детства: какие спецклассы обязан выбрать школьник в Приамурье?
В амурских школах хотят открыть специализированные аграрные классы. Власти Приамурья считают это одной из мер для привлечения молодых специалистов на село.
Правительство, бизнес и образование вместе должны выстраивать политику по достижению кадрового баланса, - отметил глава Приамурья Василий Орлов. - Уже при наборе абитуриентов на новые специальности должно быть понятно, куда, на какие предприятия они пойдут работать, какую поддержку и зарплату получат после получения диплома. Сейчас сельское хозяйство в регионе модернизируется и активно развивается, сфера требует заинтересованных специалистов с высокой квалификацией. Профильные аграрные классы помогут в раннем возрасте выявлять интерес к профессии у детей, что даст им возможность более осознанно учиться и получать необходимые навыки.
В целом, конечно, профильные классы в амурских школах - не новость. И таких классов становится всё больше: полиции, МЧС, военных, газовиков. В прошлом году предложили ввести курсы для учеников об основах работы госслужащих, а также предпринимателей. А, например, на одной из дальневосточных конференций по вопросам демографии прозвучала даже такая мысль: ребёнок в идеале уже в пятом классе должен определиться с будущей профессией и неуклонно к ней идти. А не рано ли? Некоторые и к школьному выпускному толком не знают, куда поступать.
Эти вопросы «АиФ-ДВ» обсудил с заведующим кафедрой теории и практики управления образованием Амурского областного института развития образования Людмилой Лисиной.
Четыре дороги
В соответствии с обновлённым федеральным государственным образовательным стандартом непосредственно профиль обучения должны быть выбраны детьми к 10 классу, - уточняет Людмила Иосифовна. – По стандарту с начальной школы возможно углубленное изучение предметов. Сегодня старшая школа – профильная: обязательно изучается не менее двух предметов на углублённом уровне.
Старшеклассникам нужно выбрать одну из четырёх профильных дорог: гуманитарную, технологическую, социально-экономическую или естественно-научную. Соответственно в каждом профиле предусмотрены конкретные направления. Скажем, в технологическом профиле - инженерные, аэрокосмические, аграрные и тому подобные классы.
Есть ещё так называемый универсальный профиль. Раньше в его рамках все неопределившиеся с профессиональным будущим просто изучали все дисциплины на базовом уровне. Теперь же там, где не было углублёнки, она обязательно присутствует: по запросу самих учеников и их родителей школа определяет-таки предметы для углублённого изучения. Причём они могут быть абсолютно друг с другом не связанными: скажем, математика и литература, физика и иностранный язык.
Сельские школы, конечно, в стороне от нововведений не остаются. Но большая их часть идёт по пути индивидуального учебного плана - из-за очень небольшого числа детей в классах. Даже может быть такая ситуация: в классе всего двое, и им нужны разные предметы для поступления в вуз. И тогда дисциплины базового уровня они изучают вместе, а индивидуальные предметы - раздельно.
Определяйся быстрее!
Что касается тех детей, кто не может даже к старшим классам определиться с профилем, это, конечно, беда, - признаёт Л. Лисина. - Существует даже правовая коллизия: по закону у школы есть право индивидуального отбора детей в 10 класс - профильный. А вот в универсальный должны взять всех, потому что все должны получить среднее образование. Вместе с тем уже видно, что те 9-классники, которые, скажем, в начале учебного года пересдали основной госэкзамен и перешли в 10 класс, углублёнку в дальнейшем не потянут и рискуют не сдать ЕГЭ уже в 11-м. И остаётся только усиливать индивидуальную работу школы по преодолению неуспеваемости, если уж ранее не удалось вместе с родителями отработать вопрос так, чтобы 9-классники нашли себя в системе среднего профобразования.
И вообще, стала очевидна недостаточная подготовка детей к выбору будущей профессии. Поэтому с нынешнего учебного года утверждён профориентационный минимум, обязательный в каждой образовательной организации в рамках внеурочной деятельности и направленный на изучение профессий, ребёнка в профессии. Это диагностики для изучения способностей ученика, профессиональные пробы. Их предназначение не в том, чтобы сводить на экскурсию на предприятие или сотрудников на беседу пригласить, а в том, чтобы ученик был включён активно в процесс: наблюдал деятельность представителя профессии на месте и составил профессиограмму его личных и профессиональных качеств, стал дублёром учителя в день самоуправления, участвовал в пробах в мастерских среднего профобразования.
Из конкретных удачных примеров можно привести благовещенскую гимназию № 1, где профили формируют не с 10 класса, а уже с 7-го. Дети активно пробуют, и если кто-то себя не нашёл в одном профиле, он его меняет, чтобы к 10 классу определиться совершенно точно, - отмечает Людмила Иосифовна. - Особо хочу отметить важность степени родительской включённости в процесс выбора профиля. Вообще, это первая ступень - работа в семье на понимание того, на что ребёнок способен.
От редакции. Конечно, очень важно уже в школе понять, кем быть. И очень важно гарантированное трудоустройство по выбранному ребёнком профилю. А ещё очень важна сознательность самого ученика и студента, иначе, получив образование, он в профессию не идёт. А потом мы удивляемся, почему, скажем, медакадемия выпускает специалистов каждый год, а в области острая нехватка медиков.
Между тем
Кстати о ребёнке в профессии: в 2023 г. облизбирком провёл конкурс школьных и студенческих эссе на тему «Если бы я стал губернатором Амурской области». Всего на конкурс поступило 216 сочинений, лучшими были признаны 34 работы.
В целом амурская молодёжь знает проблемы своего региона. Ребята писали о том, что надо бороться с оттоком населения и создавать новые рабочие места, повышать уровень образования и здравоохранения, улучшать экологию, рассуждали про нацпроекты, тарифы на электроэнергию, проблемы коренных народов Севера и о многом другом. Все эссе пронизаны любовью к области, её богатой природе и открытым людям, - перечислила зампред облизбиркома Юлия Крук.
К слову, самого губернатора на международной выставке «Россия» в 2023 г. «просканировали» с помощью искусственного интеллекта на предмет лучшей профессии и предложили ему стать ж.-д. строителем.