Какие травмы из детства мешают нам жить: тест — какая у тебя травма, виды детских психологических травм

Разбираемся вместе с врачом и экспертом по психосоматике Екатериной Тур.

Какие травмы из детства мешают нам жить: тест — какая у тебя травма, виды детских психологических травм
© Чемпионат.com

«Как проработать детские травмы? Чтобы это сделать, сначала нужно понять, о чём речь. У детей психологические травмы могут быть разными. Результат же всегда один — взрослый человек, который не может полноценно жить».

Детские психологические травмы: последствия

Представьте, что вы гуляете в тёплом осеннем парке, под ногами шуршат листья, деревья мягко потрескивают от ветра, светит солнце и впереди у вас прекрасный выходной день. Но в какой-то момент вы оступаетесь и подворачиваете ногу, поднимаетесь, но всё ещё чувствуете неприятные ощущения и начинаете прихрамывать. Вы получили физическую травму. Она всегда создаёт ограничения.

Если с физическим проявлением всё более-менее понятно, то с травмами психологическими вопрос стоит иначе. Мы можем даже не вспомнить момент, когда она была получена, и заметить её наличие спустя много лет. Неизменным остается одно — мы чувствуем внутри себя определённое ограничение. Внешне абсолютно здоровые, мы сравниваем себя по этим же внешним параметрам с окружающими и задаемся вопросами: «Почему у него есть квартира, а у меня нет?», «Почему он в 30 лет уже директор завода, а я не получаю повышения?», «Почему у них получилось создать семьи, а мои отношения не живут больше года?».

Мы находим что-то отличающееся от нас во внешнем и начинаем с энтузиазмом внедрять изменения: худеть, красить волосы, одеваться в бренды, брать новую машину в кредит. Однако со временем понимаем, что ничего из этого не приближает нас к желаемому.

И в этот момент важно сделать шаг внутрь себя, понять, что у каждого человека есть свой набор ограничений — психологических травм. От их количества и видов зависит наша способность строить свою жизнь.

Гораздо эффективнее будет вместо постоянного сравнивания себя с другими и самокритики разобраться в психологических травмах и учитывать эти особенности для построения собственной счастливой реальности.

Как проработать детские травмы?

Термин «травма» был заимствован Зигмундом Фрейдом из медицины и в дословном переводе с греческого означает: «рана», «повреждение», «результат насилия».

Как правило, психологическое травмирование происходит в детском возрасте — оно может быть получено от родителей (чаще всего), от сверстников, от родственников и т.д.

Поскольку ребёнок неспособен к глубокому анализу причинно-следственных связей, а родительские фигуры для него являются предметом безусловной любви, травмы не исцеляются, а наоборот, как окаменелые останки, навсегда фиксируются в подсознании. А значит — имеют большое влияние во взрослом возрасте. До момента, когда человек, столкнувшись с ограничениями, решает раскопать в глубине психики те самые останки, извлечь их, отреставрировать и поместить «под стекло». Говоря на простом языке — обратиться к психологу, благодаря психоанализу и другим методикам разобраться с прошлым и встать на путь исцеления.

Благодаря накопленным знаниям и современным подходам выявить свои психологические травмы становится намного легче. Иногда для этого достаточно пройти тестирование. Оно подсветит вам ваши ограничения, и вы уже сможете начать самостоятельную работу. Самый распространённый тест — это опросник негативного детского опыта (НДО).

Каковы же могут быть причины детских психологических травм? Другими словами — какие их виды можно выделить?

1. Эмоциональные травмы

Под эмоциональной травмой обычно понимают нанесённый психологическому состоянию вред, по причине различных неблагоприятных воздействий со стороны окружающей среды. Переводя на простой язык — повреждение случается из-за неспособности психики пережить эмоциональное напряжение после опасного события. Нередко эмоциональная травма связана с физической, которая нарушила ощущение безопасности или даже угрожала жизни.

В психологии выделяют несколько видов эмоциональных травм:

Как говорилось ранее, травмы возникают в детском возрасте, и чаще всего их наносят именно родители, а также сверстники или окружающие. Зачастую взрослые даже не осознают, что их действия или фразы наносят глубокие раны детской психике, поэтому важно понимать причинно-следственные связи возникновения эмоциональных травм.

2. Разрыв отношений

К примеру, такие обстоятельства, как развод, или когда родителям один из детей ближе и дороже другого (на него направлено больше любви), могут восприниматься как предательство со стороны значимого взрослого. У ребёнка будет развиваться чувство вины, и, как следствие, снизится самооценка. Это может повлиять на построение отношений со сверстниками и окружающими в будущем.

Развод родителей вызывает нарушение привязанности у детей и нередко провоцирует возникновение невротических симптомов, таких как ночное недержание, агрессивность, депрессивное состояние, регрессию в развитии и другие психосоматические заболевания.

В момент развода ребёнок ощущает всеобъемлющее чувство боли, у которой есть несколько путей: закапсулироваться внутри или быть прожитой. Первое опасно, так как риск возникновения перечисленных невротических симптомов возрастает в несколько раз. Второе является важной ступенью проживания ситуации, в которую попал ребёнок.

Несмотря на развод, обоим родителям крайне важно принять участие в проживании боли малыша, иными словами — контейнировать его эмоции, выдержать их. Позволить ребёнку плакать, разговаривать с ним и поддерживать, сохранить контакт и придумать традиции, ритуалы, которые помогут выстроить хрупкую стабильность и создать безопасное пространство.

Для детей фигуры родителей прочно размещены во внутреннем пространстве, и уход одного из них буквально отнимает часть его личности. Поэтому развод они воспринимают значительно драматичнее, чем сами взрослые. Огромная часть развития их собственной личности строится на идентификации с различными аспектами личностей родителей.

Многие дети винят в разводе самих себя. Здесь немаловажную роль играет стадия развития ребёнка: чем он младше, тем более эгоцентричен (по своей природе) и просто не может представить, что какие-то события в мире происходят без его участия. Тем более те, которые касаются его семьи.

Некоторые дети берут на себя ответственность за примирение сторон. Неудача в таком случае сильно бьёт по самооценке. Для некоторых агрессия становится защитой от нарастающего страха утраты. Чаще всего она направлена против того родителя, которого они считают виновным в разводе.

3. Отсутствие любви и заботы

Одни из самых базовых потребностей для каждого ребёнка — это любовь и забота со стороны родителей. Благодаря этим фундаментальным элементам у малыша происходит гармоничное развитие, формируется доверие к миру и людям, а также закладывается прочная основа для здоровой самооценки.

Наша первая в жизни любовь (родительская) показывает нам, каким это чувство станет для нас в будущем. И парадокс в том, что, если родители, в особенности мама, не проявляют необходимую заботу о ребёнке, он не перестаёт любить мать и отца. Он просто не может научиться любить себя.

Есть много составляющих любви, однако некоторые родители останавливаются на базовых её проявлениях, обеспечивая детей питанием, комфортом и физической безопасностью. Это, безусловно, важно, но выстраивание эмоциональной связи, доверительных отношений и принятие крайне необходимы для формирования внутреннего ощущения безопасности и любви к себе у ребёнка.

В противном случае у него формируются установки, что мир небезопасен, полон разочарований, что он недостоин любви, её нужно заслужить или что любовь всегда связана со страданиями. Нетрудно представить, что всё это значительно осложняет жизнь, мешает строить долгосрочные и доверительные отношения, а также затрудняет самореализацию ввиду низкой самооценки.

Ненужный родителям ребёнок, став взрослым, не сможет проявлять любовь и заботу по отношению к своему близкому человеку. Он просто не будет знать, как это делать.

4. Утрата

Потеря близкого человека — это всегда горе для всех членов семьи. Утрата родителями ребёнка — безусловно, одно из самых сильных и тяжёлых испытаний. Но у взрослого остаётся целый мир. У ребёнка же в случае потери родителя теряется весь мир.

Мы уже говорили о том, что родительские фигуры и аспекты их личностей формируют у их детей картину мира. Потеря мамы или папы, а также других близких родственников лишает ребёнка чувства безопасности, что нередко сказывается не только на его психологическом, но и на физическом развитии.

Конечно, в подобных ситуациях большая ответственность переходит на оставшегося родителя или близкого родственника, который может стать для ребёнка вторым папой (мамой). Но прежде чем это произойдёт, важно пережить утрату.

Многие родители стараются всячески огородить своё чадо от проживания общепринятых негативных эмоций, таких как злость, агрессия, грусть. Но это не значит, что ребёнок их не испытывает. Он просто учится замещать их.

Точно так же может произойти с проживанием горя. Если не помочь ребёнку прочувствовать весь спектр эмоций — позволить ему плакать, кричать, эмоционировать, задавать вопросы, быть в уединении, — то эта боль, как вирус, будет подрывать не только физическое здоровье (мы знаем о роли психосоматики), но и психологическое.

Важно рассказывать ребёнку о том, что такое смерть. Стараться быть честным и делиться своими эмоциями по поводу произошедшего. Ни в коем случае не табуировать тему смерти.

Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией утраты, обязательно обратитесь за психологической помощью как для себя, так и для ребёнка.

5. Насилие и злоупотребление

Существует несколько форм насилия. Оно может быть: психологическое, физическое и сексуальное. Среди этих форм нет наименее страшного. Каждая из них наносит глубочайшую рану на душе и теле ребёнка.

Мы уже несколько раз подчёркивали важность чувства защищённости и безопасности для гармоничного развития ребёнка. Если такого ощущения нет, у него повышается уровень тревожности и агрессивности, снижается самооценка, возникают трудности в общении. И всё это лишь предпосылки возникновения различных психосоматических заболеваний, которые могут проявиться в более взрослом возрасте.

Одной из причин изменения эмоциональной сферы является пережитая ребёнком травма — насилие.

Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребёнку, имеет тяжёлые последствия, потому что чаще всего совершается знакомыми для детей людьми, а значит, рассказать о нём становится сложнее (вспоминаем, что родительские фигуры всегда очень значимы и любимы).

Ребёнок также испытывает душевную боль и боится своего подавленного гнева. Спрятав эти чувства, он надеется на то, что ситуация решится сама собой, ведь последствия её обнаружения неконтролируемы… По сути, дети боятся, что если родители или близкие люди узнают о факте насилия, то от них отвернутся и будут испытывать отвращение по отношению к ним. Эти чувства подобны смерти, ведь в небезопасном мире одному очень трудно выжить.

Какие признаки указывают на перенесённое сексуальное насилие? Здесь достаточно двоякая ситуация. В эмоциональном плане ребёнок может стать более замкнутым, грустным, задумчивым, испытывать отвращение и стыд, терять самоконтроль, отходить от общения со сверстниками и братьями/сёстрами. Однако при этом — проявлять более жестокие действия по отношению к ним, терроризировать их или пытаться проявлять сексуальные действия в их сторону, часто говорить о сексе, переносить это в игровой формат или часто прикасаться к себе.

Ни в коем случае нельзя табуировать тему секса. Важно разговаривать и объяснять малышу об этом, но дозировать информацию. То, что можно рассказать четырехлётнему ребёнку и десятилетнему — это разная информация.

Физическое насилие также крайне болезненно для ребёнка. Телесные наказания, повышение голоса дают обратный эффект и формируют у детей неуверенность в себе и большой запал агрессии.

Жертвам физического и сексуального насилия свойственны подозрительность и недоверие к людям, поскольку произошедшее с ними воспринимается как предательство. Низкая самооценка, в основе которой лежит переживание стыда и вины, влияет на все сферы жизни во взрослом возрасте. Если, уже будучи взрослым, человек не обратится за помощью к психологу, возможно развитие психосоматических заболеваний, которые сильно влияют на качество жизни.

В особо тяжёлых ситуациях люди страдают депрессией, аутоагрессивным поведением, что может привести к суицидальным мыслям.

Психологическое насилие приводит к тем же последствиям — подрывает чувство безопасности и влияет на самооценку. Люди, пережившие его, плохо справляются с эмоциями, манипулируют, что влияет на все сферы жизни — начиная с рабочих отношений и заканчивая семейными.

Появившийся не так давно термин «буллинг» по сути также означает насильственные действия над одним или несколькими членами социальной группы другими её членами.

К сожалению, это явление достаточно распространено в детских сообществах. Этим нередко занимаются дети, сами испытывающие насилие со стороны родителей или родственников.

Для жертвы буллинга опасные действия грозят деформацией личности: снижается самооценка, могут формироваться зависимости, проявляется аутоагрессия или самоповреждающие действия, а также агрессия, направленная на других людей.

Пути реабилитации и поддержки

Мы не всегда можем контролировать всё, что происходит с ребёнком. Но в наших силах любить и оберегать его, а также помочь ему реабилитироваться после травматичного опыта.

Чувство физической и эмоциональной безопасности — это фундамент здоровой личности. Обнимайте ребёнка, поддерживайте его, обсуждайте общие темы, помогайте исследовать мир, играйте и реагируйте на изменения в его поведении и настроении, подбадривая и направляя малыша. При этом важно сохранять спокойствие, повышение голоса или шлепок не способствуют пониманию причинно-следственных связей. Они лишь разбивают чувство безопасности. Вместо этого старайтесь объяснять ребёнку больше о том, как последствия его действий сказываются на нём и окружающих.

Старайтесь соблюдать определённый домашний режим. Это актуально и для маленьких детей, и для школьников. Пока психика и нервная система развиваются достаточно быстро и ребёнок испытывает большую нагрузку, важно сохранить стабильность и домашнюю рутину, чтобы дать организму качественный отдых.

Нельзя игнорировать игровую культуру. Это отличный инструмент. Очень многие сложные вещи хорошо объяснять именно в игровой форме. Предлагайте ребёнку самому придумывать игры, наблюдайте за ним. Так вы будете иметь возможность узнавать о самочувствии, интересах и состоянии ребёнка.

Важно понимать, что дети — это отдельные личности. Давайте ребёнку пространство, уважайте его границы и чувства.

Не замалчивайте конфликты. Смерть близкого человека, изменения в семье — ребёнок всё чувствует и, если с ним об этом не разговаривают, он будет находиться в постоянном стрессе, что негативно скажется на его развитии.

Психика достаточно гибкая и способна пережить абсолютно всё. Но есть условие — наличие правильной поддержки и любви.

Придерживайтесь главного правила взаимодействия с ребёнком: сначала наденьте маску на себя, а потом на него. Следите за своим состоянием и заботьтесь о себе, занимайтесь спортом, читайте книги, поддерживайте чистоту и уют в доме. Всё это ребёнок впитывает. На него это окажет большее влияние, чем постоянные «надо» в его сторону.

Любой травматичный опыт накладывает отпечаток на психику, но именно реабилитация после травмы играет ключевую роль: сможет ли он в дальнейшем, столкнувшись со сложностями, оказать себе и другим поддержку, выстраивать доверительные и долгосрочные отношения, а также реализовать себя, понимая свои сильные и западающие стороны.

Во взрослом возрасте травмы — это ограничения. Они ощущаются как закрытые двери. Если не прожить травмирующий опыт и сопутствующие эмоции, то можно навсегда остаться в этом крохотном помещении, где вокруг лишь закрытые двери.

В ином случае человек, столкнувшись с таким ограничением, во-первых, задумается — нужно ли ему идти в этом направлении, его ли это желание. Далее — начнёт подбирать ключ, развивать свои навыки. Как итог — откроет эту дверь и получит вознаграждение — новые эмоции, или, к примеру, увеличение дохода, повышение, более высокий социальный статус и т.д.

Получив психологическую травму в детстве, человек живёт с ограничениями, но в его силах их снять. Для этого важно вовремя выявить проблему и начать с ней работать.

Чемпионат.com: главные новости