«Без нас они могут не выжить» Как россияне массово помогают врачам и солдатам в зоне СВО

За два года, которые продолжается спецоперация на Украине, волонтерское движение в России окрепло и повзрослело. Сегодня добровольцы готовят и отправляют в зону СВО уже не посылки с конфетами и носками, а сложное и очень качественное снаряжение, которое поможет бойцам в исполнении их долга, защитит, спасет жизни. Во многих случаях это снаряжение разрабатывают и изготавливают сами волонтеры, а хорошо налаженная обратная связь позволяет быстро вносить в изделия необходимые коррективы и оказывать адресную помощь именно там, где в этот момент она больше всего нужна. С тем, как работает одна из самых эффективных волонтерских групп России «Врачи, вы не одни» познакомился корреспондент «Ленты.ру».

«Без нас они могут не выжить» Как россияне массово помогают врачам и солдатам в зоне СВО
© Lenta.ru

Утро субботы, Балашиха

Суббота, 11 утра. В подвальном этаже большого торгового центра в подмосковной Балашихе собралось уже человек 60. Кто-то приезжает сюда почти каждые выходные, кто-то, как Евгений, в первый раз.

Евгению 42, образование высшее техническое, продает и устанавливает оргтехнику. В его семье девять детей — семеро мальчишек и две девочки. О группе «Врачи, вы не одни» узнал из интернета. Приехал с двумя сыновьями, Святиком и Мироном (Святославом и Мирославом), и женой. Быстро сориентировались и сразу включились в работу: разбирают коробки с бинтами, турникетами, шприцами, сортируют их для следующей группы, которая будет комплектовать и укладывать индивидуальные аптечки и медицинские рюкзаки.

Все приехавшие работают добровольно. Заняты столько, сколько захотят или смогут. Денег за работу никто не получает. Наоборот, при необходимости еще и свои потратят

Понадобился транспорт, чтобы забрать волонтеров от метро Новогиреево. Евгений поехал на своем микроавтобусе (еще бы, при такой семье!) и всех привез.

— Почему вы здесь? — спрашиваю Евгения. — Выходные, наверняка дома дел немало?

— А как же иначе? Это возможность фронту помочь! Они нас там защищают, а мы здесь находимся. Увидели в группе сообщение, свободное время было… Вот и приехали.

Организация отличная, все точно знают, что делать. Работают быстро, слаженно. У каждого на одежде наклейка с именем, чтобы было легче обращаться: Катя, Таня, Антон, Сергей, Анжела… Возраст добровольцев самый разный. Много детей, приехавших с родителями. Немало и пожилых людей.

В коридоре застегивают молнии на уже собранных рюкзаках, затягивают ремни, прикрепляют обвесы и аккуратно складывают готовые рюкзаки для дальнейшей транспортировки трое мальчишек 12-13 лет. К одному из них подходит мама. На самодельном бейджике — Света. Спрашиваю, можно ли поговорить с ее сыном.

— Да, конечно. Пожалуйста…

Вадя Рагулин учится в седьмом классе. Он родственник великого советского хоккеиста, защитника ЦСКА и Сборной СССР, Александра Рагулина — трехкратного Олимпийского чемпиона, десятикратного чемпиона мира и девятикратного чемпиона Европы

Учится хорошо, любимый предмет биология. Увлекается Lego. Собирает из Lego большие модели машин. Любимые: Porsche 911, Ford Mustang, Cadillac из «Охотников за приведениями». Мечтает собрать старый Chevrolet Corvette.

На сборы Вадя приходит с мамой, папой и 19-летней сестрой Варей. С апреля 2023 года он здесь почти каждую субботу, а во время каникул и в рабочие дни.

— Почему ты сюда приезжаешь? — спрашиваю Вадю.

— Хочу помогать нашим ребятам, потому что без нашей помощи они могут не выжить, — неожиданно серьезно отвечает мальчик.

— А как твои одноклассники к этому относятся, не просили взять их с собой?

— Нормально относятся, но помогать ленятся. Выходит, что компьютер важнее жизней…

Опыт коронавируса весьма пригодился

Группу «Врачи, вы не одни» создали в 2020 году Анна Краснопольская и Екатерина Горячева. Экономист и юрист, ровесницы, подруги, коллеги по работе. Почти сразу к команде присоединился Олег Шубин, в мирной жизни у него своя типография. А помимо типографии — неуемное желание досконально разобраться во всех нюансах оказываемой помощи.

В то время в России регистрировались только первые случаи заболевания COVID-19. Оценив проблемы, с которыми уже столкнулись другие страны, девушки поняли, что первыми под удар коронавируса попадут медицинские работники. А значит, им будут нужны средства индивидуальной защиты: костюмы, щитки, респираторы… Всем этим они тогда и занялись на добровольной основе.

Опыт пандемии пригодился в 2022 году. В сентябре, после объявления мобилизации, стало понятно, что спецоперация затягивается. Одновременно появилась информация, что со снабжением у военнослужащих не все благополучно. А поскольку у девушек был опыт медицинской помощи, решили его использовать в новых условиях.

Начали с небольшой группы единомышленников. Первые аптечки собирали в рабочем кабинете Ани. Благодаря Telegram-каналу группа стала быстро пополняться добровольцами. Нарабатывались связи, набирался опыт, усложнялись задачи. В феврале 2023 года кроме индивидуальных аптечек начали комплектовать и отправлять на фронт тактические рюкзаки для военных медиков.

81 726 аптечек и 5213 рюкзаков собрали и отправили в зону СВО волонтеры «Врачи, вы не одни»

Проверка боем

За прошедший год медицинские аптечки и рюкзаки прошли очень серьезную эволюцию как по форме, так и по наполнению. Постоянные контакты с военными медиками, врачами, фельдшерами и санитарами, работающими на передовой, непрерывная обратная связь с бойцами показали, что многое из того, что казалось правильным и очевидным здесь, совершенно не работало там.

Сложнее всего дело обстояло с рюкзаком. За основу взяли модель американского штурмового рюкзака, спанкера, и больше полугода дорабатывали его и модернизировали. Меняли размер, добавляли резинки, клапаны, подсумки, липучки… И если обычно считается, что копии всегда хуже оригинала, то в этом случае все получилось наоборот — рюкзаки, разработанные «Врачами», по эргономике и функционалу намного превосходят прототип. Сегодня это самые качественные и удобные изделия из всех аналогичных, существующих в армиях мира. К тому же многократно испытанные не на штабных учениях, а в реальных боевых действиях.

— Доработки аптечек и рюкзаков происходят постоянно, — рассказывает Анна Краснопольская. — Конечно, мы понимаем, что в те же рюкзаки можно положить больше всего, потому что какой бы ни был у нас крутой рюкзак, все не предусмотришь. Но есть ограничения по габаритам и весу.

Текущую версию мы еле-еле застегиваем. Несколько мужиков, которые стоят на последнем конвейере комплектации, стягивают их от души, чтобы закрылись молнии

Полностью собранный медицинский рюкзак весит 15 килограммов. С учетом того, что военным медикам приходится таскать на себе броню, оружие и еще какую-то штатную медицину, это немало. А все вместе уже десятки килограмм.

Стандартная комплектация рюкзака рассчитана на помощь двум-трем раненым и самые распространенные виды ранений, с которыми медикам приходится иметь дело чаще всего.

Для более сложных случаев формируются специальные наборы. Так, Олег Шубин, один из самых активных и полезных членов группы, совместно с военными врачами разработал набор для поддержки дыхания. Он складывается в отдельный подсумок и состоит из мешка Амбу, ларингиальной маски, трахеостомы, скальпеля, если нужно разрез на горле сделать, и всего, что может еще понадобиться.

Прекрасная ампульная фея

— А вот наша прекрасная фея. Она всегда улыбается, когда я так говорю, ее зовут Анжела. Анжела в мирной жизни бухгалтер. Самый лучший бухгалтер на планете Земля, потому что она сама разработала вот такие ампульницы, — Аня подводит меня к симпатичной застенчивой женщине, которая укладывает стеклянные ампулы и пузырьки в прочную сумку, состоящую из множества отделений, резинок, застежек, липучек, но при этом простую и удобную.

В лекарственные наборы рюкзаков входит огромное количество различных препаратов, которые производятся только в стекле. А это риск того, что в полевых условиях ампулы могут быть раздавлены, а пузырьки разбиты. Вместе с главным креативщиком группы Олегом Шубиным Анжела разработала несколько видов ампульниц для медицинских рюкзаков разного размера. А затем еще полгода дорабатывала их, учитывая опыт использования в боевых условиях. Начала шить сама, потом написала мастер-класс для других швей, сделала его видеовариант и разместила в Telegram-канале группы, чтобы люди, которые готовы помочь, могли их шить дома самостоятельно.

— У нас была задача разместить ампулы в рюкзаке так, чтобы они не побились. Вначале я рассчитывала ампульницу на 70 ампул, но потом количество препаратов увеличилось, я добавила дополнительный вкладыш, и сейчас в ампульницу входит 168 единиц. Это кровоостанавливающие препараты, антибиотики, анальгетики, вода для инъекций и многое другое, — Анжела показывает, как удобно и безопасно расположены под резинками препараты. — Главная функция изделия — это сохранность ампул и быстрый доступ к ним. Одно дело, когда санитар пытается что-то найти в пакетиках, и совсем другое, когда все ампулы на виду, на своих местах, видны названия, все можно быстро найти и достать.

Ампульницы Анжела шьет дома. Сначала делала это на обычной бытовой машинке, потом приобрела за 100 тысяч профессиональную машину и теперь выполняет операции на обеих.

На одну ампульницу у Анжелы уходит около трех с половиной часов. А всего с конца июня она изготовила уже больше 400 штук!

Но этого все равно мало, и на все рюкзаки ампульниц не хватает. Поэтому, если кто-то захочет помочь группе, будут всегда рады. Шить ампульницы можно и на самой обычной машинке, а все выкройки и мастер-класс есть на сайте «Врачи, вы не одни». .

— В прошлом году я ездила к родственникам в Херсонскую область, — рассказывает Анжела. — Там все было очень печально. Родственникам я, конечно, помогаю. Но и ребятам, которые пытаются привести их жизнь в норму, тоже хочется чем-то помочь.

Даже 20 рублей могут спасти чью-то жизнь

Кроме объема и веса, нужно уложиться еще и в ограниченную себестоимость изделия. Сейчас она с учетом курса рубля и ростом цен на отечественные лекарства и расходные материалы — 1450 рублей за аптечку и в районе 14-18 тысяч рублей за рюкзак. В зависимости от его комплектации. Конечно, можно сделать рюкзак, который будет стоить 50 и 70 тысяч рублей, положив туда, к примеру, наборы для внутрикостного доступа, которые стоят по 10-12 тысяч, но тогда рюкзаков будет в несколько раз меньше. Потребности фронта бесконечны, а возможности волонтеров ограничены.

Крупных спонсоров у группы «Врачи, вы не одни» нет. Юридические лица, которые помогают, можно пересчитать на пальцах двух рук. В основном это друзья, помогающие закрыть какие-то конкретные счета. Основные же сборы идут от подписчиков Telegram-канала. Люди помогают разными суммами. Чаще это небольшие пожертвования, но приходят и крупные суммы по 50-100 тысяч.

— Мы одинаково признательны за любые суммы, — говорит Аня. — Человек отправляет 500 рублей, на них мы купим три турникета. С высокой степенью вероятности они будут применены и спасут кому-то жизнь. То есть тут прямая корреляция финансовых усилий наших подписчиков и спасенных жизней. В подписях к переводам люди извиняются, что не смогли прислать больше — «чуть-чуть осталось денег до пенсии», «простите, больше прислать не смогла». Мы отвечаем — не смейте обесценивать свои усилия. Перевели 20 рублей — мы на них бинт купим, и этот бинт кому-то пригодится. Спасибо огромное нашим подписчикам. Когда меня спрашивают, кто наш спонсор, я отвечаю:

Наш главный спонсор — это народ Российской Федерации

Медицинские рюкзаки шьют на заказ в Китае. Один спанкер вместе с доставкой обходится группе в 3500-3700 рублей. Качество отличное. Военные медики от них в восторге.

— В России мы общались с разными швейными производствами, крупными и мелкими, но самая низкая цена, которую нам предлагали, была в районе 6-7 тысяч, — рассказывает Аня. — Мы были бы рады поддержать отечественного производителя, но не деньгами со сборов.

Сегодня по плану 3100 аптечек и 160 рюкзаков

В середине дня волонтеры поднимаются на верхний этаж обедать. Здесь для них приготовлен «шведский стол». Все чисто, аккуратно, вкусно. У одной из добровольцев, Наташи Соломатиной, сегодня день рождения. Ее поздравляют, на столе появляются несколько тортов и бутылок шампанского. Теплые слова, дружеские объятия, улыбки.

Наташа работает администратором медицинского центра, замужем за известным российским футболистом Андреем Соломатиным, выступавшим за «Локомотив», ЦСКА и сборную России. Вместе с мужем они помогали российскому добровольческому батальону «Эспаньола». В августе 2023 года Андрей вступил в него добровольцем.

Ровно год назад Наташа с подругой пришли в группу «Врачи, вы не одни» и теперь работают здесь каждую субботу.

Подхожу, познакомился, поздравляю с днем рождения.

— Для меня это обычный день. Такая же суббота, как прошлая и как будет следующая, — отвечает на поздравления и пожелания Наташа. — Фронту нужны медикаменты, много раненых ребят. Вот, пришла и помогаю, чем могу. А день рождения — это постольку-поскольку.

Для именинницы заготовлен сюрприз. На сбор приехали заслуженный артист России Александр Огурцов и популярная певица Анири, участники агитбригады «Звездный десант». Артисты тоже помогают фронту, выступая с концертами перед бойцами, и отвозят им медикаменты. Анири исполняет две песни, добровольцы аплодируют.

— О группе «Врачи, вы не одни» мы узнали недавно. Приезжали сюда уже несколько раз. Берем аптечки и рюкзаки и отвозим их адресно в подразделения, медикам, которых мы знаем лично, и где они особенно необходимы. Вот сейчас закупили сто аптечек. А когда есть время помогаем со сборами, — рассказывает Анири.

Перерыв закончен, все спускаются вниз и продолжают работу. По плану сегодня нужно собрать 3100 аптечек и 160 рюкзаков.

Шок-контент

В ноябре 2023 года губернатором Московской области была объявлена премия участникам СВО и жителям Подмосковья, которые помогают обеспечить победу в тылу. Три главных приза по 5 миллионов рублей, еще 30 — по миллиону. И еще 60 — по полмиллиона. В общей сложности — 93 победителя. «Врачи, вы не одни» подали заявку. Подобрали благодарственные письма, видео, ссылки на Telegram-каналы и СМИ, которые о них писали. Подробно расписали, чем занимаются и в каких объемах. На оформление заявки волонтер Андрей потратил несколько дней.

— Для нас был шок-контент, когда мы поняли, что такой масштабный волонтерский проект, как «Врачи, вы не одни», очевидно, самый крупный по медицинской помощи фронту не только в Московской области, но, возможно, и во всей стране, не получил вообще ничего. Нас даже нигде не упомянули, — рассказывает Аня. — Очень обидная история была для нас.

Даже если бы мы 500 тысяч получили, при себестоимости нашей аптечки в 1450 рублей, это значит, что на эти деньги 340 аптечек можно было бы сделать и отправить на фронт

Вечер, люди разъезжаются по домам. План выполнен. Фронтовые медики получат новую партию аптечек, рюкзаков и эвакуационных тележек. Тележки — новое изобретение группы «Врачи, вы не одни». О них мы тоже расскажем.

Группа «Врачи, вы не одни» работает и будет свою работу продолжать, пока в этом есть необходимость. И, конечно, ей нужна помощь. Особенно по будням и особенно мужская, когда приходят машины с расходниками и их нужно разгрузить. А затем содержимое коробок рассортировать, чтобы в выходные уже не тратить на это время.

— Девочки — не про то, чтобы разгрузить тонну груза руками, — устало улыбается Аня Краснопольская. — Для этого нужны мужики крепкие. Приходите, помогать…