Школьный предмет «Труд» вернется в учебное расписание с 1 сентября 2024 года. Он заменит существующий урок «Технология». Зачем понадобилось обновлять программу, «Вечерняя Москва» узнала у экспертов.
На уроке труда, помимо работы с различными материалами, ученики теперь смогут осваивать компьютерные программы, заниматься робототехникой, 3D-моделированием и даже конструировать беспилотные летательные аппараты. В начальной школе, с 1-го по 4-й класс, ученики будут заниматься трудом один раз в неделю, как и учащиеся 8–9-го классов. А вот с 5-го по 7-й класс этому предмету отведено два часа в неделю.
Школа должна готовить людей к взрослой жизни, — уверен председатель Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко.
— Советская школа учила детей работать на станках, с напильником, учила читать чертежи. Затем стали нужны юристы и экономисты, поэтому уроки труда заменили технологией. Сейчас — снова учим труду, но более современному. Очевидно, что государство решило не переводить, как в 1990-е, производство на аутсорсинг (передача определенных видов функций или производства другой компании. — «Вечерняя Москва») — дескать, Китай все за нас сделает, а мы будем нефтью торговать. Принято решение развивать производство собственное. Моя дочь, например, в пятом классе осваивает верстку сайтов: учится алгоритмам взаимодействия с искусственным интеллектом.
Нужна ли профориентация на уроках труда? Не лучше ли освоить базовые навыки, которые пригодятся любому человеку в жизни. Доктор экономических наук, эксперт рынка труда Александр Сафонов с долей скептицизма смотрит на обновленную программу нового предмета.
— Да, дети будут осваивать какие-то трудовые навыки на компьютерах. Хорошо. Но уже есть уроки информатики — пусть осваивают там, зачем эти пересечения? — рассуждает Александр Львович. — 3D-моделирование, прототипирование — это тоже хорошо, но не всем в дальнейшей жизни понадобится. Вот умение заменить лампочку, помыть пол, быстро поставить на трубу «хомут», если она потекла и вашу квартиру заливает, нужно практически каждому. Детей нужно учить элементарным бытовым навыкам. Прогрунтовать, покрасить, сварить простенький обед из того, что под рукой. Ведь даже этого большинство не умеет!
Школьные каникулы в 2024 году: расписание по триместрам и четвертям
А чему сейчас обучают на уроках делопроизводства в школах?
— Мой ребенок учится в начальной школе и в основном занимается изготовлением поделок. Лепит из пластилина фигурки, делает аппликации, — рассказывает мама московского первоклассника Анастасия Родина. — Это ребенку интересно, он не отлынивает. Но что-то похожее почти все делают дома, без всяких уроков труда.
Мама ученицы шестого класса Елена Калугина добавляет:
— Моя дочь на уроке технологии однажды сшила юбку. А сын сделал кораблик. На уроках они вырезали, шлифовали и делали парус для корабля несколько дней. Получилось, если честно, довольно коряво. Зато — своими руками.
А что планируется с начала следующего учебного года? Чему научат на уроках труда ребят 1–4-го классов? Будет четыре модуля. На модуле «Технологии, профессии и производства» познакомят с материалами, видами трудовой деятельности, организацией рабочего места.
На модуле «Технологии ручной обработки материалов» научат работе с бумагой, тканями и другими материалами. На модуле «Конструирование и моделирование» помогут освоить создание моделей и фигурок из природных, текстильных и других материалов.
— По сути, это один модуль. Берем ножницы, вырезаем из ткани звездочку, раскрашиваем и клеим на бумажку. Все, — рассказывает детский психолог Ирина Латышева.
Четвертый модуль — «Информационно-коммуникативные технологии»: здесь детям дадут представление о средствах и способах работы с информацией.
— Видимо, будут учить пользоваться смартфоном. Но дети умеют делать это лучше учителей, — считает эксперт.
Что узнают на уроках труда ученики 5–9-х классов? Здесь тоже модули обучения. Они делятся на обязательные и по выбору. В список обязательных входят: «Производство и технологии» — здесь помогут разобраться, как заниматься сельским хозяйством и как работает промышленность. На модуле «Технологии обработки и пищевых продуктов» познакомят со свойствами разных материалов, с инструментами и со способами их обработки. На модуле «Компьютерная графика. Черчение» научат чертить и работать в графических редакторах. На модуле «Робототехника» обучат разрабатывать автоматизированную технику, в том числе беспилотные летательные аппараты. На «3D-моделировании, прототипировании, макетировании» дадут знания о том, как применять цифровые технологии на производстве.
В списке вариативных модулей пока всего три позиции.
На модуле «Автоматизированные системы» помогут узнать, как автоматизировать процессы на производстве и в быту. На модуле «Животноводство» научат разводить животных. А на «Растениеводстве» дадут знания об агрокультурах и о правилах работы с ними.
— Здесь и теория, и практика. Практика специфическая: она учит работать не с материалами — деревом, металлом, пластиком, а на компьютере, — пояснила Ирина Латышева.
Еще один вопрос, который возникает с введением нового предмета, — это наличие преподавателей.
— Что получится из затеи Министерства просвещения, мы увидим в следующем учебном году. Сейчас, очевидно, возникнет проблема найти учителей труда, — считает Александр Сафонов. — В Москве, я думаю, проблем не будет. Здесь реальная учительская зарплата — от 100 тысяч рублей, к нам едут работать и из Подмосковья, и со всей России. А вот в регионах дефицит любых учителей-предметников — от 30 до 70 процентов от необходимого штата. Поэтому кто будет преподавать «труд» — вопрос остается открытым.
СПРАВКА
Предмет «Труд» стал появляться в школах еще в конце XIX века. В России его ввели в 1918 году. Уроки включали в себя ручную работу — например, стирку и уборку, домашнюю экономию — составление бюджета, садоводство, агрономию, техническое черчение. В СССР в рамках уроков дети учились ремонтировать и мастерить мебель, шить одежду, готовить пищу, выращивать овощи и т. д. Сейчас в большинстве стран мира уроки труда стали факультативными.
ЦИТАТА
Сергей Кравцов, министр просвещения России:
— Урок труда — яркий пример того, как ценный опыт советской школы можно наполнить новым смыслом, исходя из современных реалий. Очень важно, что учебные программы по предмету составляются с учетом наиболее востребованных профессий в конкретном регионе.
РЕПЛИКА
Артем Чубар, шеф-редактор проекта «Пресса в образовании»:
— В дедушкин инструментальный ящик мой сын Лева впервые залез, когда ему было года два. В свои три он уже вовсю орудовал набором отверток и гаечных ключей, откручивая и закручивая все, до чего могли дотянуться его неугомонные ручонки. Дед, к слову, не протестовал. Сам большой мастер на все руки, на потуги внука он смотрел скорее одобрительно.
Лет в пять-шесть Лева под дедовым присмотром уже осваивал паяльник, тестер напряжения и прочий инструментарий, которого в доме хватало.
Глядя на взрослого уже сына, который легко управляется с самой разнообразной техникой, я вспоминаю своего деда. Тот тоже был совсем не против, когда внук развлекался с молотком, топором, ножовкой, отвертками, стамесками, ручной дрелью, точильным кругом... А еще — свою учительницу начальных классов Татьяну Леонидовну, благодаря которой я могу пришить пуговицу, заштопать дырку, наложить заплатку, ведь все это очень пригождается мне в походах и поисковых экспедициях.
Да, мне по уровню мастеровитости далеко до сына, не говоря уж про наших дедушек. Но, думается, основное значение уроков труда, получаемых и в школе, и в семье, — это не прямизна рук, а формирование у человека привычки ими работать. И заодно — отсутствие боязни запачкать их «грязной», непрестижной работой. Глаза боятся, руки делают.
Именно поэтому, к слову, в нашей «Прессе в образовании», еженедельной вкладке к утреннему выпуску «Вечерней Москвы», мы столько внимания уделяем рабочим и техническим профессиям, востребованность которых растет день ото дня.