Марина Соловьева: «Учитель музыки должен научить детей главному - разбираться в музыке, понимать ее!»
В студии медиакомпании «Зеленоград сегодня» побывала директор Детской музыкальной школы имени М. П. Мусоргского, муниципальный депутат района Савёлки, Марина Соловьева. В интервью ведущей Татьяне Басовой гостья студии рассказала об уроках музыки в общеобразовательной школе, надо ли ставить оценки по творческим предметам.
«Урок музыки входит в обязательную часть учебного плана. Если бы вопрос стоял так: отменить или оставить, то я могла бы сказать, как лучше поступить. Но я с другой стороны подойду. Урок музыки - это такой всеобъемлющий процесс, где мы можем не только изучать историю, музыкальную литературу, музыкальную грамоту нотную, но и где нам учитель будет прививать нравственные качества, культуру поведения в тех же театрах, на музыкальных концертах, спектаклях, - рассказывает Марина Владимировна, - Потому что мы с вами хотели бы получить нашу публику будущую - как профессиональных слушателей, и это возможно все сделать, и сделать не только в музыкальной школе, если учителя музыки будут этому уделять большое внимание. Что значит - большое? Хотелось бы поделиться своим опытом взаимодействия с образовательными школами. Существуют учебники сейчас по музыке, и они довольно неплохие. Вопрос - кто контролирует и контролирует ли выполнение этого учебного плана согласно программе. Я не хочу сейчас обвинять все общеобразовательные школы в том, что они не выполняют эти программы. Но часто вижу, что учитель музыки приходит просто к такой форме - пение под минусовку на уроках. Это упрощает его задачу. Не надо готовиться к уроку и что-то придумывать, так как провести урок музыки гораздо сложнее, чем математики, русского языка, всех тех предметов, которые базу общеобразовательной школы представляют. Почему? Потому что это должен быть яркий, креативный очень человек, который заинтересует детей».
Марина Соловьева отмечает, что, когда приходит с каким-то музыкальным концертом в школу или детский сад, то там не настроен инструмент! Это - в лучшем случае, если не настроено пианино, а то ведь его просто там и нет. Ведет этот предмет, если это - начальная школа, тот же классный руководитель. И таких примеров много. Скорее всего, педагог получил какую-то переподготовку, которая ему позволяет вести этот урок. Но понятно же, что можно выучиться и быть учителем по труду, но стать учителем музыки при переподготовке просто невозможно.
«Дети приходят к нам в Детскую музыкальную школу в 1 класс, основная проблема в том, что мы их просим спеть, а они говорят. Они разговаривают, не понимая - что значит спеть, - поясняет гостья студии, - Проще вести математику, чем вести творческий предмет. Сейчас еще дети сталкиваются с такой проблемой, которая меня сражает наповал, когда дети наши, которые учатся в музыкальных школах, имеют в буквальном смысле проблемы в общеобразовательной школе именно с уроком музыки. Им там ставят четверки и тройки. Им говорят, что они плохо поют».
По словам Марины Соловьевой, есть профстандарт, и, чтобы преподавать музыку в школе, надо, чтобы у человека в дипломе было написано - «учитель музыки». Для этого надо окончить - как минимум, педагогическое училище или музыкально-педагогический вуз.
«Я работаю с зеленоградскими школами и детскими садами, в основном, там цифровые электронные инструменты, - говорит Марина Владимировна, - Здесь я могу понять школу, не буду осуждать, почему они покупают не акустический инструмент, потому что за акустическим нужно ухаживать, его надо настраивать, сейчас есть по качеству совсем не уступающие электронные инструменты, только нужно хороший инструмент приобрести школе. Два инструмента, любая школа может себе это позволить. Также я считаю, что по творческим предметам не должно быть оценок. Как оценивать ребенка, который только начал рисовать? Вы ему ставите тройки, а потом узнаете, что он учится в одном из престижных заведений, там и рисует. И вам - как педагогу, потом будет стыдно. Очень много таких же примеров творческих профессий. Учитель музыки должен научить детей главному - разбираться в музыке, понимать ее, понимать, что есть разные жанры музыки».