Минпросвещения предлагает в школах больше изучать историю и меньше — обществознание

Минпросвещения предлагает сократить число часов на изучение обществознания до 34 часов, а изучать предмет только в девятых классах. Параллельно будет увеличено общее число часов, которое отводится на изучение истории, на 136 — до 476.

Минпросвещения предлагает в школах больше изучать историю и меньше — обществознание
© BFM.RU

В настоящее время школьникам рекомендуется изучать историю 340 часов. Ведомство предлагает увеличить с двух до трех часов в неделю изучение истории в пятых — восьмых классах, а в девятых отводить на историю по два часа в неделю.

Business FM узнала мнение учителей и родителей об этой инициативе.

Григорий Назаров, учитель истории и обществознания школы № 29 города Химки:

«Идея во многом неожиданная, хотя профессиональное сообщество достаточно давно обсуждает эту идею. У нас есть традиционное внеклассное противостояние учителей, которые преподают только историю, и учителей, которые преподают и историю, и обществознание (или только обществознание). Историки говорят о том, что обществознание до девятого класса вообще не нужно. Учителя истории и обществознания говорят: история, конечно, нужна, но без обществознания ребенок не сможет ориентироваться в современном мире. Правда, наверное, лежит где-то посередине. Если смотреть на преподавание обществознания в шестом-седьмом классах, вопросов в ОГЭ или в ЕГЭ из обществознания шестого-седьмого классов нет. В восьмом классе уже чуть-чуть сложнее. Если есть идея убрать обществознание в восьмом классе, возникает вопрос: как и каким образом дети будут изучать эти модули, важные хотя бы с точки зрения экзаменов. Потому что в девятом классе ребята в большинстве выбирают ОГЭ по обществознанию в качестве дополнительного экзамена — где-то 65-70%».

Ирина Бабурина, директор московской школы № 117, заслуженный учитель:

«Когда я бываю на уроках у учителей, когда пытаюсь посмотреть учебники, они во многом повторяют друг друга: достаточно слабо развит понятийный материал и так далее. Для детей шестого — восьмого классов, на мой взгляд, гораздо в большей степени надо рассказывать об истории своей страны, о ее развитии и так далее. Раньше было, что седьмой и восьмой классы — это только история: от истоков создания государства до изучения стран нового и новейшего времени. Наверное, хотят возвратиться к тому, что было раньше. На мой взгляд, это разумно».

Петр Попов, отец ребенка, учащегося в восьмом классе, член попечительского совета Национального родительского комитета:

«Что касается инициативы об отмене данного предмета в программе шестого — восьмого классов, не знаю, насколько проработан данный механизм. Я изучал в целом программу. Понимаю, что планируют часть данной нагрузки с этого предмета перенаправить на историю, увеличив количество часов. Плюс дополнительно будет введен такой предмет, как финансовая грамотность. Дополнительное количество часов, которое будет введено по истории в этой образовательной программе, расширит общие знания о данном предмете, о той информации, которую детям важно знать. Но, если мы понимаем в перспективе, что дети будут сдавать ОГЭ и ЕГЭ, мне кажется, нужно углубленное изучение обществознания, если оно является профильным, серьезным предметом. Что касается ближайшего решения, которое будет принято министерством просвещения по данному вопросу, думаю, если оно всецело взвешенное и если при его принятии грамотность детей не пострадает, если при сдаче экзаменов мы увидим, что их уровень знаний не сократился за счет других предметов, то я не вижу тут никакого риска».

В настоящее время на обществознание в шестом — девятом классах отводится 136 часов — по одному часу в неделю, в десятом классе — по два в неделю.

В случае принятия проекта документ вступит в силу 1 сентября 2025 года.