Войти в почту

«Профессия делает меня счастливым»: столичные педагоги-мужчины — о любви к работе, мечтах и разрушении стереотипов

Москва развеивает миф о том, что школьный учитель — типичная женская профессия. В системе столичного образования работают свыше 16 тысяч педагогов-мужчин. С каждым годом их становится больше. Вопреки стереотипам, они обучают не только труду и физкультуре, но и русскому языку, литературе, математике, музыке, а также работают психологами.

«Профессия делает меня счастливым»: столичные педагоги-мужчины — о любви к работе, мечтах и разрушении стереотипов
© Mos.ru

В преддверии Дня защитника Отечества корреспондент mos.ru пообщался с учителями музыки, информатики, математики и педагогом-психологом об их методиках, секретах высоких результатов учеников, любви к своему делу и разрушении стереотипов.

«Математика на кончике пера»

Михаил Попов — выпускник факультета вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

С третьего курса и несколько лет после выпуска из вуза он работал программистом и вырос до позиции ведущего разработчика. Но со временем перестал получать удовольствие от профессии и устроился учителем в школу № 597 «Новое поколение». Именно здесь Михаил Попов нашел свое призвание. В школе он преподает более 10 лет.

«Для меня ценно, что я, как учитель, могу положительно повлиять на жизнь и судьбу детей. Мне нравится наблюдать, как они растут. Приходит ко мне пятый класс, и на первом уроке ребята задают “детские” вопросы, например: “Сколько клеточек отступать сверху и слева при написании номера задания?” А через семь лет я выпускаю одиннадцатиклассников — успешных, ярких, талантливых и амбициозных молодых людей. Они поступают в лучшие вузы, а я понимаю, что делаю свою работу не зря», — рассказывает Михаил Попов.

Ученики добиваются высоких результатов на едином государственном экзамене (ЕГЭ) благодаря методике, выработанной педагогом годами. Ключевое правило — «математика на кончике пера»: у учащихся должно быть доскональное понимание каждого символа, буквы, теоремы, которые они используют. Также школьники регулярно сдают теоретические зачеты, а по итогу седьмого и восьмого классов — устные экзамены по геометрии. Каждую последнюю неделю месяца одиннадцатиклассников ждет пробный единый государственный экзамен.

«Атмосфера максимально приближена к настоящему ЕГЭ. Я добиваюсь того, что мозг детей привыкает именно в 10:00 утра выдавать свой максимум. Побывав на 15 пробниках, 16-й — реальный ЕГЭ — не будешь считать чем-то страшным. Ребята хорошо напишут экзамен, не испытывая сильного волнения и стресса», — отмечает учитель математики.

Чтобы подтянуть отстающих, Михаил Попов разрабатывает для каждого индивидуальную программу — задает изучить конкретный раздел или посвятить больше времени отработке технических навыков. В этом педагогу помогают различные ресурсы, например «Московская электронная школа».

Михаил Попов настолько влюблен в математику, что посвящает ей не только рабочее, но и свободное время. Он ведет свой блог в социальной сети, где детально разбирает задачи, уравнения, задания ЕГЭ и выкладывает интервью с успешными математиками.

Педагог убежден, что стереотип «учитель — женская профессия» сегодня для столицы неактуален: достаточно посмотреть на участников конкурса «Учитель года Москвы», среди которых много мужчин.

«Реальная музыка на уроках музыки»

Некоторые педагоги идут работать в ту школу, в которой раньше сидели за партой. Для них учебное заведение становится будто бы вторым домом. Так произошло в жизни Кирилла Смирнова, преподавателя музыки и старшего методиста школы № 760 имени А.П. Маресьева. Он пришел в нее первоклассником в 1987 году, а затем вернулся уже учителем и работает здесь 25 лет.

Как методист Кирилл Смирнов помогает педагогам составлять уроки и программы, выступает наставником для молодых коллег. Параллельно с этим обучает детей музыке. Чтобы сделать уроки интересными, преподаватель сочетает традиционный и инновационный подходы.

«Свою методику я называю “реальная музыка на уроках музыки”. Я учу детей играть на инструментах: в начальных классах это свирель, в средних и старших — гитара. Также на уроках школьники оттачивают вокальное исполнение, изучают нотную азбуку, погружаются в историю музыки и биографии известных личностей. Параллельно я знакомлю ребят с технологиями — программами и музыкальными редакторами: они позволяют ученикам попробовать себя в роли композиторов», — говорит учитель.

Педагог любит свою работу за возможность всегда быть в тонусе. Он убежден, что учителю не приходится скучать. Особенно ценно для Кирилла Смирнова осознавать свою причастность к успехам детей: некоторые его ученики поступили в музыкальные училища и консерватории. Преподаватель надеется, что любовь к музыке ребятам привил в том числе он.

Музыка сопровождает Кирилла Смирнова не только на работе: на досуге он играет в группе, состоящей из учителей разных школ.

Школьный урок как спектакль

Алексей Гущин преподает информатику в школе № 1298 «Профиль Куркино». В молодости он хотел стать актером, однако по настоянию родителей отказался от своей мечты, а затем пришел в педагогику. Сейчас учитель ни о чем не жалеет, а работу в школе сравнивает с выступлением на сцене.

«Профессия делает меня счастливым. Многие люди с грустью говорят: “Завтра снова на работу”, а я, наоборот, жду нового дня, чтобы быстрее прийти в школу. Здесь я могу поделиться знаниями и энергией со своими учениками», — подчеркивает Алексей Гущин.

На уроках информатики педагог активно знакомит школьников с нейросетями. С темой использования искусственного интеллекта как помощника для педагогов он также выступал на конкурсе «Учитель года Москвы».

«Нейросеть — это помощник для учителя (ни в коем случае не его замена), ей можно поручить поиск ответов на сложные вопросы, создание интересных материалов для уроков, тестов, задач. Такие технологии помогают педагогам немного разгрузить себя, оставив больше времени на работу с детьми», — говорит собеседник mos.ru.

Алексею Гущину нравится своим примером развеивать миф, что школьный учитель — женская профессия. Он отмечает, что в столичной системе образования много талантливых учителей-мужчин и они вносят свой вклад в ее развитие. Это доказывают многочисленные конкурсы, в которых с каждым годом участвует и побеждает все больше мужчин-педагогов.

Учитель информатики школы № 1298 мечтает всегда оставаться со своими учениками на одной волне.

Быть открытым к детям

В современных школах мужчины не только преподают, но и занимаются образовательной психологией. Например, Александр Кузьмин руководит службой примирения и социально-психолого-педагогической службой в школе № 1570. Психологическое образование помогает ему решать конфликты, поддерживать учеников в выборе жизненного пути и будущей профессии.

Александр Кузьмин ведет групповые и индивидуальные консультации по психологии для коллег-педагогов, а также факультативные занятия для школьников. Кроме того, он организует тренинги, индивидуальные встречи с учениками и их родителями, на которых помогает предотвращать и решать проблемы.

«Ребята знают, что во время перемен дверь психолога всегда открыта — любой может зайти и что-то обсудить со мной. Помимо этого, у меня есть правило — минимум раз в неделю обходить всю школу, наблюдать за происходящим и разговаривать с детьми. Так я узнаю, что их волнует, смотрю, есть ли у кого-то с кем-то конфликты. Часто сами дети выступают помощниками для выявления кризисных ситуаций», — рассказывает Александр Кузьмин.

По его мнению, психологи — равноправные участники образовательного и воспитательного процесса. Такие специалисты могут повлиять на будущее подрастающего поколения: они помогают в определении профессионального пути, осознании себя и своих лучших качеств и способствуют развитию личности ребенка.

Александр Кузьмин отмечает, что среди его коллег равное число мужчин и женщин. Он убежден, что сегодня в педагогике нет гендерного разделения: «Главное — каков человек и насколько хорошо он делает свою работу», — добавляет учитель.

Школа без раздора: как службы примирения помогают ученикам решать конфликты«Наша задача — сделать ребенка счастливым»: школьные психологи — о доверии, работе с детьми и борьбе со стрессом