Войти в почту

Как появилась и развивалась практика частных уроков

Чтобы выучить иностранный язык или подготовиться к экзамену, можно часами сидеть над материалами и выполнять задания самостоятельно. А можно обратиться за помощью к частным учителям — как делали еще в Древней Греции. Рассказываем, как развивалась профессия репетитора от Античности и до наших дней.

Европа

Античность

Сегодня репетиторов нанимают, чтобы подтянуть знания в конкретной области, подготовиться к экзамену или улучшить оценки. Как правило, это делают студенты или школьники. Но в широком смысле слова репетитор — тот, кто дает частные уроки, не обязательно для лучшего понимания школьной или университетской программы. Такие специалисты появились еще в Античности.

Например, в Древней Греции были наставники, которые за плату обучали молодых людей наукам и искусствам — прежде всего риторике и диалектике. Хотя в этом контексте обычно вспоминают софистов, «учителей мудрости» и представителей одноименного направления философии, многие известные наставники к ним не принадлежали. Например, Аристотель, учитель Александра Македонского, софистом не был.

Как отмечают авторы книги «Столетия тьюторства» Эдвард и Элайн Гордон, отношения между наставником и учеником были очень близкими — наставник иногда даже считался вторым отцом. Он не только помогал получать знания, но стремился быть ролевой моделью в глазах учеников и нес ответственность за их развитие в целом. В этом смысле древнегреческие учителя были скорее ближе к современным тьюторам: помогали выстроить траекторию развития, а не только освоить тот или иной предмет.

В Древнем Риме частное обучение тоже процветало, по крайней мере в аристократических семьях. С шестнадцати-семнадцати лет под руководством наставника юноши изучали право, риторику, другие области. Кроме того, в семьях были домашние учителя — они отвечали за воспитание и сопровождения детей.

Некоторые из таких учителей были греческими рабами. Как указывают авторы «Столетий тьюторства», «после завоевания Греции Римом последовало греческое завоевание Рима в образовании, искусстве, религии и философии». Образованные греки становились наставниками и давали уроки риторики, философии, литературы и так далее.

Как и в Древней Греции, в Древнем Риме наставники были скорее тьюторами: они не только преподавали конкретные предметы, но и отвечали за развитие ученика в целом. Это касалось и вопросов нравственности, поэтому родители тщательно выбирали наставника. Какими могли быть такие наставники?

«Сначала первые три года жизни за ребенком смотрела няня. Затем нравственное и интеллектуальное влияние на ребенка оказывал греческий раб или педагог. Он учил основам чтения и письма и подавал личный пример всех этих важных римских добродетелей. И наконец, в некоторых случаях, в возрасте семи лет римский мальчик или девочка поступали в Indus (начальная школа), каждый раз туда их сопровождал педагог, дабы оградить от опасности и сохранить их нравственность (если, конечно, ребенок не обучался дома). Он также выполнял важную задачу отслеживания достижений ученика и мастерства обучения школьного учителя».

См. Гордон Эдвард, Гордон Элайн. Столетия тьюторства. Издательство: ERGO, 2008.

От Средних веков до XIX века

В Средние века образование перешло под контроль церкви, но обучение не было сосредоточено только в монастырях. Аристократы все еще пользовались услугами частных наставников, причем не только для детей. Например, император Карл Великий (768–814) вместе со всей семьей учился у саксонского ученого и богослова Алкуина из Йорка. А король Альфред Великий (849–899/901) приглашал ученых из других стран, чтобы те занимались с ним и его родственниками.

С 1179 года при кафедральных соборах появились учителя, которые бесплатно обучали священников и детей из бедных семей. У таких наставников были специализации: одни учили богословию, другие — обычным предметам.

Кроме того, в Средние века начали появляться частные учителя с университетским образованием. Студенты и преподаватели обучали подопечных вне учебных заведений — совсем как современные репетиторы. А в самих университетах постепенно сформировалась система наставничества.

В XV–XVI веках, в период Возрождения, светское образование укрепило позиции. В аристократических и богатых семьях по-прежнему были тьюторы, отвечавшие за обучение и развитие детей. Более того, поскольку в этот период активно изучали наследие Античности, обучение у образованного и нравственного наставника стало своеобразным идеалом. К XVII веку ситуация не слишком изменилась: хотя средние школы становились доступнее, многие родители, если у них были на это деньги, предпочитали частных учителей. Они могли проживать в семье подопечного или приходить для занятий.

А вот в XVIII веке к услугам наставников стали обращаться в формате, похожем на современный. Учителей нанимали, чтобы подготовить детей к школе или университету, подтянуть отдельные предметы, полностью организовать домашнее обучение по программе средней школы. Все зависело от возможностей и предпочтений конкретной семьи. Кроме того, у репетиторов появились специализации: теперь у детей мог быть не один частный учитель, а несколько по разным предметам.

Появилась также тенденция, продолжившаяся и в XIX веке: совмещение частного и школьного образования. Например, дети могли ходить в школу, а дома заниматься с репетитором.

Россия

В Российской империи домашнее обучение также было ключевым форматом. При Петре I стало модным нанимать иностранцев в качестве гувернеров и учителей — правда, качественного образования это не гарантировало. Понять, кто на самом деле хороший преподаватель, а кто просто знает иностранный язык, было непросто.

В 1753 году Елизавета Петровна подписывает указ, который регулирует порядок найма частных преподавателей из других стран. Иностранцы сдавали экзамены и получали аттестат — только после этого они имели право обучать. Но на практике такой порядок не работал: например, в 1824 году только в Санкт-Петербургской губернии было 186 гувернеров без аттестата.

Более жесткие правила установило «Положение о домашних наставниках и учителях» 1834 года. У таких наставников должно было быть высшее образование и свидетельство, подтверждающее компетентность в предметах, которые они взялись преподавать. Кроме того, от них требовалось быть людьми высоких моральных качеств и талантливыми педагогами.

Как и сегодня, в репетиторы часто шли студенты, гимназисты и школьные учителя, чтобы получить дополнительный доход. Преподавателей с хорошими рекомендациями приглашали в обеспеченные семьи. К самой практике частных уроков относились неоднозначно: не все репетиторы обучали эффективно и не у всех учеников были на них средства. Но все же учеба многим давалась тяжело, и дополнительные уроки спасали положение.

В СССР репетиторство не одобрялось и даже напрямую запрещалось. Это ограничение, как и многие другие, было отменено в период перестройки. Сегодня репетиторов нанимают для взрослых и детей под разные задачи — от организации домашнего обучения до изучения иностранных языков.