Летние детские лагеря: Добро пожаловать, или Держи кошелек шире

Стоимость общего пакета детского отдыха в 2024 году, включая проезд, проживание и питание, уже сейчас выросла на 10-30 процентов по сравнению с прошлым годом. В итоге, например, за отдых в краснодарских лагерях просят в среднем от 60 до 75 тысяч рублей за 21 день. А где-то цена путевки уже стремится к 100 тысячам. Об этом сообщили в Российском союзе туриндустрии. Для сдерживания цен необходимо пересмотреть систему организации детского отдыха, считают в Госдуме. Такие меры уже готовятся, но согласия пока нет.

Летние детские лагеря: Добро пожаловать, или Держи кошелек шире
© Парламентская газета

От Ласково до Лоо

Цена детского отдыха складывается из нескольких параметров. Во-первых, это месторасположение лагеря: ближе к морю — дороже, далеко в лесах — дешевле. Плюс важно, каким именно транспортом туда будут доставлять детей: самолетом или автобусом.

Во-вторых, цена зависит от набора услуг, которые можно получить на отдыхе: собственные пляж и бассейн, спортивный центр и тренажеры, театр и клуб, скалодром и ринг для катания на роликах.

Влияют на цену и условия проживания — номер на четверых обойдется дороже, чем на восьмерых, а также питание — четырех- или пятиразовое, из местных или завозных продуктов, одинаковое меню для всех или с учетом особенностей здоровья и так далее.

Наконец, на цену влияет раскрученность: брендированные «Артек» или «Орленок» могут стоить в два-три раза дороже, чем неизвестный лагерь со схожими условиями в том же Краснодарском крае.

Как это выглядит на практике, можно понять, проанализировав предложения в интернете. Например, за путевку в английский лагерь в селе Ласково Рязанской области с проживанием в четырехместных номерах и пятиразовым питанием сейчас просят 20 436 рублей. А за языковой лагерь в Лоо под Сочи с трехместными номерами и трехразовым питанием — уже 92 тысячи.

Кешбэк, инфляция и МРОТ

Стоимость общего пакета детского отдыха в 2024 году, включая проезд, проживание и питание, уже сейчас выросла на 10-30 процентов по сравнению с прошлым годом, сообщили в Российском союзе туриндустрии.

При этом ожидать, что лагеря стали лучше на те же 10-30 процентов, не приходится. Нельзя объяснить это и инфляцией, ведь она по итогам года прогнозируется на уровне четырех процентов.

Цены на путевки выросли в том числе с учетом отмены программы детского кешбэка, повышением минимального размера оплаты труда и, следовательно, роста затрат на персонал, полагает член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб.

«Без поддержки государства невозможно ни «держать цены», ни тем более развивать отрасль. Между тем это будущее здоровье нации, а значит, вернуться к вопросу придется», — сказала депутат «Парламентской газете».

Без поддержки государства

Меры поддержки детского отдыха уже готовят в Комитете Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, сообщала нашему изданию зампред комитета Наталья Костенко.

«Детский туризм сегодня скукоживается сам по себе, — считает депутат. — Дело в том, что Правительство фактически не видит такой формат, как детский туризм. В итоге сворачиваются все меры поддержки этого направления».

В их числе Костенко перечислила тот же кешбэк, а также субсидии на поддержку детского туризма, которые отменили с этого года: «Таким образом, у нас в госпрограммах сегодня практически отсутствует такой формат детского досуга. А все полномочия в этой сфере переданы регионам».

Это уже приводит к тому, что ежегодно с карты России исчезают десятки и сотни детских лагерей, отметила депутат.

Доширак и три дня на раздумья

Что касается конкретных мер поддержки отрасли, например, депутаты предлагают закрепить в законодательстве понятие «организованная перевозка групп детей», рассказала Наталья Костенко.

«В отсутствие единого государственного подхода в этом вопросе сегодня на каждый вид транспорта устанавливаются свои правила таких перевозок — изгаляются, как хотят, а по факту доходит до того, что перевозить детей никто не хочет», — сообщила депутат.

«Например, при перевозке детей в поезде их необходимо обеспечить горячим питанием, но сами РЖД сделать этого не могут. Таким образом, нивелируется сам легальный способ перевозки детей», — сказала Костенко.

На эту же проблему ранее обращали внимание и в РСТ, где предложили разрешить туроператорам использовать в дороге сублимированные продукты, ведь в вагоне всегда есть горячая вода. Кроме того, там предложили уменьшить срок возврата железнодорожных билетов для организованных групп детей без потери их стоимости до 3-4 дней, сейчас это больше 7 дней. Об этом на стратегической сессии союза по транспорту заявила руководитель профильного комитета РСТ Сусанна Старцева.

Однако все не так просто. «Может быть, идея союза и имеет право на жизнь. Но тогда надо иметь четкий прогноз: что будет с местами, не останутся ли они пустыми, не повлечет ли это убытки РЖД и каким образом они будут компенсированы— задался вопросом зампред Комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов.

С коллегой согласен и зампред комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Анатолий Лесун «Необходимо также проанализировать требования монопольного законодательства, насколько преференции по возрасту укладываются в логику равных условий для всех пользователей», — сказал депутат «Парламентской газете».