Решать конфликты и отстаивать границы: как прокачать софтскиллы у дошкольника

Чаще всего мы слышим про мягкие навыки применительно ко взрослым людям и их работе. Однако детям тоже важно уметь договариваться, решать конфликты и управлять эмоциями. По данным совместного исследования «Плюс Детям» и эксперта в сфере детского образования и развития с 1 до 18 лет Полины Мальцевой, 57% родителей считают, что развитие гибких навыков поможет детям добиться успеха во взрослой жизни. Больше трети уверены, что воспитывать у ребенка софтскиллы нужно с 3–5 лет — это время, когда ребенок начинает ходить в детский сад и готовиться к школе. Это подтверждает и нейропсихолог Александра Ковалевская.

Решать конфликты и отстаивать границы: как прокачать софтскиллы у дошкольника
© Вечерняя Москва

— Основные гибкие навыки, которые нужны ребенку-дошкольнику, — это умение договариваться, выходить из конфликтных ситуаций, обозначать личные границы и распознавать эмоции. Применять их ребенок начинает как только оказывается на детской площадке. Тогда же родитель знакомит его с правилами общения: учит благодарить, спрашивать, прежде чем взять чужое, мириться после ссор, — отметила Ковалевская.

Необходимость развития софтскиллов у детей зафиксирована в федеральной программе дошкольного образования. Среди прочего, там прописано, что должен уметь дошкольник: слышать и слушать, задавать вопросы, понимать свои эмоции и проявлять эмпатию. Все это помогает ребенку адаптироваться в детском саду и школе, находить друзей и защищать свои интересы.

По словам эксперта Полины Мальцевой, развивать софтскиллы можно с 3–4 лет, но нужно приготовиться, что процесс это небыстрый.

— Всю жизнь мы учимся понимать других людей и себя. Чем раньше начать, тем более прокачанными гибкие навыки будут во взрослом возрасте, — поясняет она.

Для начала родителям следует объяснять ребенку, как вести себя в конфликтах. Но не морализаторствовать, а обсуждать происходящее, оставаясь на стороне ребенка.

Александра Ковалевская объяснила, как построить разговор.

— Ребенок прибегает в слезах: на детской площадке сверстник не дает ему грузовик, — приводит пример психолог. — Машинка чужая, но поиграть с ней очень хочется, ребенок расстраивается, обижается и злится, во всем винит другого. В этой ситуации родителю важно выслушать малыша, дать ему выговориться, назвать его чувства: «Ты разозлился, потому что у тебя забрали игрушку? Ты расстроен, потому что не можешь с ней поиграть?». После следует объяснить, что мы не вправе распоряжаться чужими вещами. Если бы грузовик принадлежал малышу и кто-то другой хотел его взять, понравилось ли это ему? Что бы он чувствовал? Он имеет право не делиться, как и другие дети могут не давать ему свои игрушки.

Другая ситуация — ссора. Кто-то кого задел, никто не стал разбираться, все идет к драке. Ребенок обращается ко взрослому как защитнику, просит помощи и поддержки.

— Родителю следует проявить участие, не оставлять ребенка один на один с конфликтом. Напротив, важно выслушать его, вникнуть в проблему, вместе с ним найти решение. Если ребенок говорит сбивчиво, плачет, нужно помочь ему успокоиться, а после обсудить ситуацию. Так взрослый покажет на практике, как следует вести себя во время ссоры, — добавляет Ковалевская.

Мы привыкли рассматривать конфликты как что-то плохое, в то время как это важный тренажер для развития социальных навыков. Бесконфликтным детям, которые не ходят в детский сад, растут без братьев и сестер, а значит, реже становятся участниками ссоры, тяжелее адаптироваться в школе.

— Они привыкли к нежной домашней обстановке, то время как дети в школе могут быть самыми разными, конфликты там неизбежны, — поясняет Александра Ковалевская.

Лучший способ получить и натренировать софтскиллы для ребенка — быть в коллективе. Если дошкольник не посещает детский сад, можно водить его в кружки, на секции, на детские площадки у дома. Еще один дополнительный способ — читать книги или смотреть фильмы со школьными историями и обсуждать их. Помимо общения в детском саду и на кружках и просмотра фильмов с родителями, развивать гибкие навыки помогает игра. Для дошкольников это основной вид обучения. Многие развивающие приложения, которые учат детей читать, считать, также включают игры на развитие гибких навыков.

Ребенку можно предлагать совместно и офлайн разыгрывать социальные сценки с игрушками в детской комнате.

— Между двумя плюшевыми собачками произошла ссора — ребенок решает, что будет дальше: битва или переговоры. Взрослый может показать, как разовьется история в обоих случаях, сыграть сценку примирения, — объясняет Ковалевская.

Помогут научиться межличностному общению и сюжетно-ролевые, и настольные игры, потому что они знакомят с миром правил. Дети непременно столкнутся с правилами в детском саду и школе. Играя, ребенок учится их соблюдать и понимает, почему это важно. Некоторые дети любят все делать по-своему, им сложно принять ограничения. Но если все будут делать что хотят, игровой сюжет развалится.

Третья важная задача игры, по мнению Александры Ковалевской, — научить ребенка проигрывать. Дети младше семи лет эгоцентричны. Они хотят всегда и во всем быть лучшими, не умеют критически оценивать себя. Через игру взрослые могут показать, что проигрывать, как и совершать ошибки, — нормально. Это осознание пригодится им в школе и взрослой жизни. Для этого отлично подойдут игры с короткими партиями — шашки, шахматы, карты, домино, где два человека выигрывают и проигрывают по очереди. Вдобавок такие игры помогают детям развить логическое мышление, память и концентрацию.

Воспитатели в детском саду, педагоги в развивающих кружках ориентированы на то, чтобы помогать детям развивать гибкие навыки.

— Но в первую очередь за это отвечают родители. Они лучше других знают своих детей: особенности характера, интересы, сильные стороны, зоны роста. Благодаря этому им легче найти подходящий формат обучения: одни вместе читают, другие — играют в ролевые игры, третьи — водят ребенка в детские клубы и так далее, — говорит Полина Мальцева.

Софтскиллы важнее, чем хардскиллы для детей, которые готовятся к школе, считают психологи. Ведь ученики начальной школы, как правило, не жалуются на проблемы с учебой. Куда сильнее их волнуют отношения с одноклассниками и друзьями.