Робот-буфетчица и мухоловка-убийца: писательница Анна Харланова рассказала, как занятие литературным творчеством помогает раскрывать детские таланты

Детская литературная студия «Скворцы», где работает Анна, находится в Липецке. Идея создания такой студии принадлежит директору Центральной детской библиотеки имени Михаила Пришвина Ирине Арбениной. Анна сразу откликнулась на призыв присоединиться к работе студии, потому что у нее были личные причины из детства.

Робот-буфетчица и мухоловка-убийца: писательница Анна Харланова рассказала, как занятие литературным творчеством помогает раскрывать детские таланты
© runews24.ru

«У меня самой в юном возрасте не было подобной студии, и я хорошо помню, каково это - ощущать себя «белым вороненком». Творческие дети ранимы, они обостренно чувствуют этот мир и часто чувствуют себя непонятыми и одинокими. Наша студия - это место, где дети находят друзей и учатся играючи», — сказала Анна.

Работая с детьми в студии, Анна не ставит им оценок и не составляет планов занятий. 

«Сначала я пыталась составлять планы уроков, но это убивало волшебство. Постепенно я пришла к импровизации, каждое занятие - это творческий акт для меня самой, с открытиями, чувством вдохновения и неожиданными поворотами».

Анна уверена, что дети в зависимости от возраста по-разному подходят к разным темам в творчестве, но самое главное в детском творческом процессе - не навредить юному автору.

«Например, тема «Что такое хорошо и что такое плохо для современных детей». Мы прочитали произведения Маяковского, но он жил в другую эпоху. С тех пор мир изменился, дети другие. Я разделила ребят на две группы по возрасту. И вот какой интересный результат: младшие четко делят мир на черное и белое, а подростки часто говорят «да, но», появляются полутона, дуализм. Одна девочка сказала: «Бить кота пюпитром плохо, да, но он перестает таскать мои ноты - и это хорошо!»

На каждом занятии мы пишем, проходим литературные приемы, иногда подробно разбираем написанные тексты. Ребенок должен какое-то время походить в студию, расслабиться, довериться, прочувствовать, что критикуют не его самого, а текст. Иначе только навредишь. Именно поэтому я отказываюсь работать с детьми онлайн», - рассказала писательница.

Говоря о таланте, Анна Харланова отметила, что его не всегда можно разглядеть, и не стоит вообще об этом беспокоиться. Есть люди, которые во взрослом возрасте начинают писать.

«Но если у ребенка с раннего возраста замечаем образное мышление (например, моя дочь говорила не «желтый цвет», а «банановый», не «зеленый», а «травкин») и так называемое «акынство» («что вижу, то пою»), если он любит фантазировать - все это признаки литературного дарования. Что из этого выйдет - покажет время. Но совершенно точно не надо запрещать бормотать, петь, сочинять, записывать свои истории. Это вредно! Фантазии будут тесниться внутри, не имея выхода, а потом может случиться большой бадабум!», — объяснила она.

Харланова даже привела пример, когда бурные фантазии ребенка, не подавленные, а направленные в нужное русло, только развили талант.

«Одно время в студию ходила девочка, которая сочиняла страшные истории, полные кровавого месива, а мама запрещала ей их записывать. Они недавно переехали, с одноклассниками не ладилось. Страшно представить, что было бы с этой девочкой, если бы не «Скворцы»: мы давали ей 20 минут на каждом занятии, и она рассказывала нам истории. Ребята молча слушали, а потом аккуратно направляли ее мысли в новое русло, и настал день, когда она сказала: «Всё! Больше не хочу сочинять злые истории». Она стала писать детективы, очень хорошо писать! Мама успокоилась, всё разрешила».

Что же касается случаев, когда литературного таланта нет, то тут Анна рекомендует не расстраиваться, а скорее наблюдать.

«В студию иногда приходят дети не творческие. Но надолго не задерживаются. Хотя два брата ходили долго, они ничего не писали, но рисовали свои истории, участвовали в командных придумках сюжетов. Как-то мы дружно сочинили детектив про робота-буфетчицу, мухоловку-убийцу и школу будущего».

Анна Харланова отдельно подчеркнула мысль, что никаких гарантий нет, что ребенок продолжит писать и станет писателем во взрослом возрасте, обещать этого нельзя, по ее словам, это просто вредно.

«Важен путь творческого развития личности, и я на этом пути бережно сопровождаю, делюсь знаниями (у меня за плечами Литературный институт имени Горького). В работе мне очень помогают методички и лекции Нины Александровны Ягодинцевой - это поэт, секретарь Союза писателей России, профессор Челябинского института культуры.

Вообще же тема развития личности через творчество, литературу очень важна, с коллегами из Совета молодых литераторов СПР сейчас обсуждаем этот вопрос, надеюсь, сможем объединить наш опыт и создать программу развития цельной личности. Пожелайте удачи!», — заключила писательница и наставник юных дарований.