Больше половины школьников боятся математики

У 53 процентов школьников задания по математике вызывают тревогу, а порой и просто панический ужас. Каждый восьмой такой случай нуждается в наблюдении. Это следует из нового исследования Российской академии образования (РАО), результаты которого представили 12 марта. Документ есть в распоряжении «Парламентской газеты».

Больше половины школьников боятся математики
© pxhere

Три вида тревожности

Как показало исследование РАО, только 47 процентов российских школьников 5-11-х классов не испытывают математической тревожности — чувства напряжения и страха, которое мешает решать задачки и оперировать числами в повседневной жизни.

Эксперты выделяют три степени математической тревожности:

средняя тревожность (она наблюдается у 28,5 процента школьников), ярко выраженная тревожность (свойственна 24,5 процента детей), высокая тревожность, которая требует особого внимания (присуща примерно 8 процентам средне- и старшеклассников).

При этом отмечается, что высокая тревожность чаще наблюдается у девочек — 27 процентов, чем у мальчиков — 22 процента.

Страх задачек, калорий и карьеры

Математическая тревожность может привести к тому, что ребенок не просто не справляется со школьными заданиями, но начинает их бояться. Как пояснили в РАО, это «является одним из факторов, негативно влияющих на школьные достижения в точных науках».

Повышенная математическая тревожность также может приводить к «избегающему поведению», когда даже способные ученики не выбирают дисциплины, связанные с математикой, в том числе заранее отказываются от востребованных высокотехнологичных профессий, ограничивая свою карьеру уже на старте.

В современном технологическом обществе роль математических знаний возрастает не только в академических и профессиональных успехах каждого человека, но и в инновационном развитии самого общества, отметил академик РАО Сергей Малых, под руководством которого и проводилось исследование.

«Математические навыки считаются одной из ключевых компетенций, необходимых для обучения на протяжении всей жизни, а их низкий уровень в начале обучения предсказывает низкую успеваемость по математике в будущем. Поэтому крайне важно выявить факторы, которые снижают успеваемость школьников по математике», сказал эксперт.

Для технологического прорыва

Ранее президент Российской академии образования Ольга Васильева рассказала «Парламентской газете», что каждый пятый ученик начальных классов не желает заниматься математикой. А в основной школе, когда начинают формироваться личные профильные предпочтения, процент школьников, которым не нравится этот предмет, вырастает до 24,9.

Как отметила Васильева, такие данные получила член-корреспондент РАО Татьяна Тихомирова, которая много лет вела исследования в типичной среднестатистической российской школе.

«Изучение математики у многих детей, как показывают исследования, может вызывать серьезные трудности. Сначала у ребенка что-то не получается, пропустил тему, заболел  наступает череда неудач, возникает страх решения примеров, уравнений, задач», отметила президент РАО.

Выявить и устранить такие ситуации вовремя важно как для самого ребенка, так и для общества в целом, сказала тогда Ольга Васильева:

«Это важно, потому что без математики мы не сможем подготовить инженеров, а без инженеров невозможен технологический прорыв».