Общественник о детской IT-безопасности: «Монстры с YouTube заражают экраны телевизоров»
«Экраны компьютеров, смартфонов, гаджетов, телевизоров – все должно быть колонизировано иностранными корпорациями, тратящими миллиардные бюджеты на формирование зависимости от своих продуктов. Но если умение протиснуться в любой карман, маленький или большой, не создает принципиально других проблем, то присутствие на ТВ вызывает огромную тревогу. Дело в том, что телевизоры имеют особенную роль в сравнении с мобильной техникой. Они не служат для работы или общения, а всегда выполняют очень конкретную функцию – обеспечить времяпрепровождение человеку в свободные часы. Зритель перед экраном ТВ чаще всего расслаблен и настроен в ближайшее время ничего не делать. Для него важно не уделять много внимания выбору того, что именно смотреть. Ведь выбирать и принимать решения – активность, а он комфортно устроился на диване, настроенный на пассивный отдых. Раньше потребность в бездумном просмотре закрывалась в первую очередь существованием ТВ-каналов. Однако с тех пор популярность телевидения сильно упала. Современный зритель все чаще использует умные экраны и специальные приложения, а не обращается к ТВ-вещанию. При этом желание расслабиться и ничего не выбирать осталось, поэтому контент смотрится все так же взахлеб. Человек перед экраном ТВ очень лоялен к предложенному контенту и особенно уязвим для деструктивных материалов в рекомендациях. Поэтому важно, чтобы сервис, который используется на ТВ, был надежным и безопасным. Тем не менее, пока западные ИТ-гиганты могут добраться до зрителя через телевизор, он никогда не будет в безопасности. Ведь сомнительный контент на иностранных платформах, который толком не подвергается модерации, никуда не исчезнет. Недавно стало известно, что Илон Маск, фантазирующий о превращении своей социальной сети X в универсальный ИТ-продукт, собрался запустить приложение для SmartTV. Таким образом он хочет разделить нишу с главным распространителем пользовательского контента на ТВ – видеохостингом YouTube. Новость эта не радует. Куда нам второй YouTube на телевизоре, если мы и с первым разобраться не можем. Стоит ли напоминать о катастрофическом количестве деструктива, насилия и прозападной пропаганды, что демонстрируется пользователям видеохостинга? Прибавьте к этому упомянутую раньше лояльность человека перед экраном ТВ к предложенному контенту, и вы получите тревожную картину, где риски негативного влияния иностранного сервиса становятся еще выше. Особенно опасен YouTube на телевизоре для детей. Когда ребенок открывает видеохостинг на ТВ, он с высокой долей вероятности будет смотреть ролики один за одним, как предлагает автозапуск или, даже если автозапуск выключен, рекомендации. Из-за этого алгоритмы могут увести очень далеко от того, что он хотел посмотреть и что могли бы показать ему взрослые. Даже в YouTube Kids, созданном специально для самых маленьких пользователей, замечали «эффект кроличьей норы». Алгоритмы детского сервиса выстроили так, чтобы заставить малышей проводить как можно больше времени в видеохостинге без перерыва. Многие родители, неравнодушные к цифровому опыту своих детей, ограничивают использование ими компьютеров, чтобы те не проводили слишком много времени за играми. Но взрослые не подозревают, что «безобидный» YouTube на ТВ может демонстрировать неокрепшим умам более изощренное и психологически давящее насилие, чем многие шутеры или слэшеры. Истории о маньяках с подробным описанием их преступлений, страшные «сказки», созданные, чтобы шокировать аудиторию, пересказы неоднозначных фильмов 18+, которые в таком формате вдруг теряют возрастное ограничение. Страшнее всего, что даже дети дошкольного возраста не защищены от опасного контента. Несколько лет назад общественники рвали на себе волосы, ужасаясь новому тренду YouTube Kids – мультикам с любимыми детскими персонажами, изображенными в самых страшных ситуациях. Ролики со Свинкой Пеппой, которая пьет отбеливатель и съедает своего отца, или Микки Маусом, попадающим под машину, набирали миллионы просмотров. Журналисты обнаружили: чтобы перейти от вполне обычных детских мультиков к пародии на «Щенячий патруль», где один из героев пытается покончить жизнь самоубийством, или жутким видео, на которых анимированные дети поджигают друг друга, достаточно 13–14 кликов на видео из списка рекомендованного. То есть примерно полчаса просмотра коротких роликов на YouTube, и ребенок видит подобный деструктивный контент. И хотя видеохостинг, в связи с многочисленными жалобами пользователей и общественным резонансом, удалил нашумевшие страшилки, делать их не перестали. В конце прошлого года подобного рода мультики пережили ренессанс и вновь обрели популярность. И это только самые вопиющие случаи. Как много мы еще не знаем о монстрах, которыми YouTube заражает экраны телевизоров?» Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.2