Писхолог Попова рассказала, как воспитать ребёнка и не загубить его самооценку

Родители очень часто стараются воспитать ребёнка «правильно» – чтобы он хорошо учился, играл в полезные игры по правилам, а не баловался с ложками на кухне, и был похож на «сына маминой подруги». Но всегда ли такой подход помогает детям, когда они вырастают? Как развить в ребёнке творческий потенциал, не загубить его самооценку? И где творческое мышление может помочь уже во взрослом возрасте при поиске работы? Эти и другие вопросы мы задали психологу Марии Поповой. Родом из детства – Что такое творческие способности? Всегда ли это только про склонность к творчеству? – Это способность отступать от привычных схем поведения. И, экспериментируя, создавать что-то новое. Это может быть не продуктивная деятельность, а просто ребёнок видит мир по-своему. Видит берёзу и говорит, что это ресницы земли.– Через что можно развивать творческое мышление у детей? – Если говорить про творческий потенциал, то он включает в себя несколько способностей. Первая – с которой любой ребёнок рождается, – это любопытство и спонтанность. Топливо любого творчества – это открытость новому опыту. Вторая – умение наблюдать и детализировать. Творческий человек обладает способностью замечать то, чего не видят другие. Один видит снег только белым или чёрным, а второй может назвать 50 оттенков белого снега. Третья способность – умение соединять несоединимое. Когда человек может из разных областей скомбинировать идеи или образы. Есть лошадь отдельно, есть человек, а появился вдруг образ – кентавр. Четвёртый компонент – это устойчивость к неопределённости.– Неопределённости в период, когда нужно что-то придумать или создать? – В творческом процессе всегда есть тупик, когда у тебя нет идей и ты разочарован. Он возникает, когда нет схем в голове. В этом тупике возникает тревога, что ничего не получится. А спустя время происходит озарение. Это прорывается бессознательный материал, который долго обрабатывался. Но чтобы справиться с периодом тупика, нужна устойчивость к неопределённости – способность выдерживать состояние досады, когда нет идей. Многие не потому не могут творить, что нет способности, а потому, что они не могут выдерживать свою тревогу в этом состоянии. – Есть ли ещё какие-то важные компоненты? – Есть ещё один компонент – это самостоятельность мышления, или критичность мышления, которую тоже можно развивать у ребёнка. Когда человек может подвергать сомнению очевидное. Он не боится противостоять группе, или коллективу, или авторитетным взрослым, он сомневается в готовых схемах. И последний компонент – это психология самоэффективности, когда человек верит в то, что он способен на большее, чем он умеет. Человек внутренне верит в свой талант. Родительский контроль – А какие ключевые ошибки совершают родители, мешая развиваться творческому потенциалу у детей? – Первое – это убийца вдохновения. Когда взрослый говорит: «Зачем ты взял палку? Вот тебе лошадь, скачи на лошади». Ребёнок верит, что палка – это особенная лошадь, она умеет летать и жить, а ему говорят, что это неправильно, это всего лишь палка. Когда детям предлагаются уже готовые для использования определённые объекты с чёткими функциями. Например, раскраски – раскрашиваешь чужое, а не создаёшь своё. Вторая ошибка – мешать любой спонтанной деятельности. Дети в маленьком возрасте любят играть в кастрюли или в тряпки. Им не надо давать игрушки с определёнными навязанными функциями, как паровозик, который едет только в одном направлении. Тогда и ребёнок вырастет этим паровозиком, который едет в одном направлении. – Получается, детям лучше оставлять возможность самим придумывать, с чем и как играть? – Есть и третья ошибка: много инструкций. Когда возникает какая-то проблемная ситуация, взрослый не даёт ребёнку возможности адаптироваться и придумать свой способ решения, а даёт инструкцию. Например, ребёнок поссорился с кем-то, и взрослый ему говорит: «Надо было сказать Леночке по-другому, иначе надо было сделать». А лучше бы спросить ребёнка: «Что тебя расстроило? Что ты хотел? А Лена что хотела?» Даже в бытовых каких-то, простых проблемных ситуациях не подсовывать ребёнку готовые решения. – Кстати, о постоянных сравнениях — они тоже мешают развитию ребёнка? – Ещё одна ошибка – это привитие ребёнку привычки к самоедству. Он недостаточно хороший. «Ну, кто так рисует деревья?» В школе так постоянно делают учителя, «тыкая мордой» в ошибки. Появляется парадигма, что ошибаться – это плохо. Ошибаться на самом деле – это способ создать новое. Сколько было таких случаев творческого озарения, когда из ошибок как раз создавались уникальные продукты. Чувство стыда разъедает творчество. Стыдливые дети редко создают что-то новое. Они, как правило, стараются угодить, идти по схеме. – Получается, лучше не пытаться сделать так, чтобы ребёнок вписывался в рамки? – Есть ещё одна история. Это стереотипное мышление взрослых. Девочки должны носить красивые платья и косы, а мальчики должны быть сильными, не должны плакать и должны помогать. Некие стереотипы, которые взрослые прививают детям, когда они однозначно что-либо оценивают. А оценить – значит осудить. В осуждении же очень много стереотипного. В сети такое количество стереотипизации происходит. Но, как говорят, правильный ребёнок – это грустный ребёнок. Если ребёнок растёт очень правильно и соответствует ожиданиям взрослых, мальчик, который не плачет, или девочка, которая всегда красивенько одета, как принцесса, – это очень сильно разъедает детей. Последняя ошибка – склонность заражать детей авторитетами. Есть мнение учителя, и оно правильное. Но у ребёнка может быть своё мнение, отличное от мнения учителя. Получается, что взрослые люди и все окружающие знают лучше, чем ты, а твоё мнение какое-то не очень. Взрослые интересы – Если говорить о более взрослой жизни, как творческие способности, проявляющиеся в детстве, потом могут помочь уже при поиске работы? – Во-первых, возьмём современные профессии. Всё, что связано с нейросетью, с тем, что чат-боты берут на себя часть функций человека. Чат-боты заменяют базовые HR-функции в компаниях. Там, где сидели 10 девочек, сейчас один чат-бот, который задаёт вопросы и делает по алгоритму отсев кандидатов, стартовый. А это что означает? Это означает: где будут нужны люди? Люди будут нужны в профессии, с которыми машина вряд ли справится. Там, где есть нестандартные задачи и нужно придумать решение, которого до тебя не было. Тебе нужно найти решение самому, а не применить чей-то алгоритм. В этом и разница линейного мышления и творческого. Линейное мышление – это мышление по алгоритму, когда старый опыт, старую схему ты применяешь в похожих ситуациях. Это и делают нейросети. – Но искуственному интеллекту пока ещё не дано творческое мышление? – При творческом мышлении, когда у тебя есть затык, ты можешь придумать свой способ действия или свою какую-то идею. Получается, что профессии будущего, те, в которых действительно останутся люди, в основном будут связаны с созданием нового. Зачем на алгоритмах использовать дорогой труд человека, если есть нейросеть? То же самое на заводах – там, где сидели 10 человек, сейчас работает один робот. Поэтому оплачиваемые профессии будущего, как минимум, связаны с тем, что человек умеет создавать новое, а не действовать по шаблону. Но творчество – это не только про создание нового продукта, это ещё про способ жизни. Умение проживать жизнь так, чтобы было время на обновление. Ты не всю жизнь действуешь так, как будто у тебя каждый день – День сурка, а вносишь новизну и разнообразие, развиваешь свой жизненный опыт. Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, почему важно научить ребенка отстаивать личные границы.