Психолог Светлана Качмар: Очень важно поговорить с детьми о том, что произошло
Раны, которые наносят террористы психике, не убивают физически, но тоже очень опасны. Особенно это касается детей. Многие из них столкнулись за последние дни с очень жесткими видео вокруг трагедии в "Крокус Сити Холле". К тому же младшие подростки 11-12 лет сами очень любят смотреть шок-контент: он их затягивает в силу психических особенностей этого возраста и неразвитости критического мышления. Я думаю, что при нынешней цифровизации жизни, оградить их от всего этого почти невозможно, однако в голове ребенка нужно создать стройную картину, даже если она касается такого жестокого мира. Очень важно после любого страшного и резонансного события поговорить с ним о том, что произошло: случилась беда, происходило все так-то, закончилось все так-то, мы с тобой живы, люди погибли, террористов поймали… Рассказать, как в нашем обществе принято реагировать на подобные трагедии: скорбеть, приносить игрушки к стихийным мемориалам, сдавать кровь. Важно разговаривать с детьми еще и потому, что они смогут высказать свои страхи.
Ведь из того хаоса, который сложился в голове ребенка с помощью разрозненных, обрывочных сведений из интернета, сам он не выберется. Для него это что-то неуправляемое, что может затронуть его семью и это невероятно страшно.
Если в семье принято, то в этой цепочке действий может быть и возложение цветов к месту трагедии. Но с моей точки зрения, важно это делать не на первых эмоциях, включаться в какие-то массовые мероприятия, если ребенок испугался, не стоит. Лучше вместе с ним найти фонд, где помогают пострадавшим, и перевести деньги, сообщить, что родители планируют сдать кровь, скажем, через неделю, чтобы не создавать давку и нагрузку на медицинские учреждения. Главное, не действовать в эмоциональном порыве, а немного приземлять ситуацию, объяснять подросткам какие-то рациональные моменты.
К сожалению, у погибших в "Крокусе" есть дети. И встанет горький вопрос, как им сообщить о смерти близкого человека? Это нужно делать серьезно, выговорив слово "умер" или "погиб". Не впадать при ребенке в истерику, и, если вы не уверены, что вас при этом не "разнесет", нужно сначала собраться самому: выпить валерьянки или еще чего-то. Все эвфемизмы ("ушел на небеса", "живет теперь на облаке"), когда речь ни о совсем уж о маленьких детках, мешают реальному восприятию горя, оставляют место для фантазии и очень болезненных для души надежд ("а вдруг нет, а вдруг вернется").
С моей точки зрения, детям нужны конкретные инструкции, что, собственно, делают в такой ситуации, ведь многие "замораживаются", не знают, как себя вести, иногда даже начинают нервически улыбаться. Поэтому надо научить их горевать, проговорить, что всей семье очень больно, предложить обняться и поплакать вместе. Ребенку очень важно взрослое разрешение на слезы.
Нет универсального рецепта, нужно ли детей брать на похороны. Логично сначала спросить у ребенка, а хочет ли он поехать попрощаться. И совершенно не обязательно, чтобы подросток присутствовал на всей церемонии и смотрел, как гроб зарывают в землю или в крематории его транспортируют в жерло печи. Он может побыть на поминках. И это нужно обсудить с ребенком.
Подготовила Елена Новоселова