Сергей Казарновский: Многие школьные правила сегодня не имеют рабочего механизма исполнения

В школах хотят вернуть оценки за поведение, чтобы таким образом "сдерживать" учеников, которые регулярно хулиганят и хамят.

Сергей Казарновский: Многие школьные правила сегодня не имеют рабочего механизма исполнения
© Российская Газета

Ситуация и правда непростая. Но как иначе, если школа - часть общества, а вокруг, на улице, по телевидению наши дети видят столько зла и жестокости, это, увы, разлито воздухе. Раньше, если ты выругался матом в общественном транспорте, мог получить до 15 суток! А сейчас нецензурная лексика для многих обыденный способ общения.

Сомневаюсь, что оценки здесь помогут. Помогут, в какой-то степени психологи, но во многих школах их просто нет.

Сегодня драки в школах, оскорбление педагогов и одноклассников - это не ЧП, это стало обычным делом. И у меня в школе такое случается. И зачастую это приобретает такие формы... Какие там оценки за поведение!

Но возлагать на учителей функции полицейских невозможно, нельзя, это разные вообще-то профессии.

Я иногда, в критических, конфликтных ситуациях, а как правило в них принимают участие уже и родители, могу сказать, что произошедшее выходит за рамки моей компетенции и я вынужден обратиться в полицию, в комиссию по делам несовершеннолетних. И, знаете, да, это работает, действует на детей и больше даже на родителей. Но - обращаюсь, а не беру на себя эту функцию. И вообще, мне кажется, это не очень рабочая конструкция.

Родители скажут: у ребенка переходный возраст, это ребенок и он имеет право на неадекватное поведение.

Вообще, многие школьные правила, к сожалению, сегодня не имеют рабочего механизма исполнения. Недавняя инициатива со сдачей мобильных телефонов. Штука полезная, но где механизм? Чем обусловлена обязанность ребенка отдавать телефон учителю. Он запросто скажет: с какой стати, это моя собственность. "Двойку" за поведение влепим?

В "Класс-центре" каждый ученик в начале года своей рукой подписывает согласие с правилами внутреннего распорядка школы, регулирующие наши взаимоотношения, где, в частности, говорится и о невозможности бранной речи и т.п. Аналогичные правила каждый год подписывают педагоги и родители. Таким образом, мы договариваемся о наших взаимоотношениях между всеми участниками образовательного процесса. Но зачастую сегодня реального механизма реагирования на нарушение этих правил нет.

И у нас появляются любители грязных текстов. Недавно собрал ребят на директорскую перемену. В "Класс-центре" есть давняя церемония/традиция "Директорская перемена". Это когда собирается вся школа - учителя, ученики и говорят о важном. О том, о чем необходимо говорить, а, точнее, невозможно не говорить.

В тот раз сначала на экране под прекрасную музыку Гии Качели, исполняемую восьмиклассницей на рояле, появлялись фотографии учителей - вдохновленных и вдохновляющих. Каждое фото дети встречали буквально овациями. Потом в наступившей тишине я вышел в зал.

"Эти люди учат вас красиво говорить, правильно писать, гармонично двигаться, знакомят вас с красотой мира и его ценностями, вместе с вами создают человеческую атмосферу взаимоуважения уже более сорока лет. А любая грязная, бранная речь, агрессия является проявлением абсолютного неуважения к окружающим и школе в целом. И просто все разрушает...", - обратился я к детям.

Это был долгий разговор, который закончился кадрами из фильма Ингмара Бергмана "Волшебная флейта": в такт великой музыке Моцарта камера выхватывает лица в зале. Это красивые лица людей разного возраста, разного цвета кожи, вероятно, разного вероисповедания...

Красота объединяет людей и потому может спасти мир!