Школьников в Кыргызстане решили учить по методикам Сингапура
Одна из самых обсуждаемых в последнее время в Кыргызстане правительственных инициатив - переход на 12-летнюю модель школьного образования. Более того, предлагается использовать для обучения учебники, а значит, методики, выпущенные в Сингапуре по стандартам Кембриджа.
Стоит отметить, что кабинет министров уже рассмотрел и одобрил распоряжение "О модернизации структуры среднего общего образования". С принятием этого документа начинается поэтапный переход на 12-летнюю модель обучения. Когда именно он завершится, пока неизвестно. Тем более, что сама реформа уже вызвала в обществе массу вопросов.
Кто был нулевым, станет первым
Как в своем обращении к гражданам пояснила министр образования и науки КР Догдуркул Кендирбаева, профильное ведомство в течение нескольких лет готовилось к этому переходу. Дважды эта инициатива выносилась на обсуждение в парламент, но поддержки законодателей не нашла. Теперь же, утверждает глава ведомства, переход на 12-летнюю модель школьного обучения будет произведен по поручению президента Садыра Жапарова.
- Школьникам не придется учиться до 19 лет, - успокаивает граждан Догдуркул Кендирбаева. - Выпускаться ребята, как и прежде, будут в 16-17 лет. Просто нынешние подготовительные или нулевые классы станут первыми. Сейчас 80 процентов детей приходят в школу после них. Новая система создаст равные условия для остальных 20 процентов первоклашек.
При этом, как признает чиновница, образовательные и предметные стандарты и учебники к такой трансформации не готовы. Поэтому в Кыргызстане планируют закупить написанные по стандартам Кембриджа учебники в Сингапуре и адаптировать их к требованиям КР.
- Эта страна (Сингапур. - Прим. ред.) является ведущей в мире по уровню образования. 46 наименований предметных и англоязычных книг по точным наукам из Сингапура планируется закупить на бюджетные средства. Президент Садыр Жапаров поручил ускорить процесс. По таким книгам учат детей в частных школах, а теперь они станут доступны для всех школьников, - пояснила Кендирбаева.
При этом министр признала, что в Кыргызстане отмечается нехватка не только литературы, но и школ. Но этот вопрос, по ее словам, решается. Планируется построить 200 новых школ, а учителям выдадут ноутбуки, чтобы они занимались самообразованием.
И еще один штрих к планируемой "революционной" реформе образования. По словам министра, в школах создадут классы с уклоном в профобразование, естественнонаучные, математические, гуманитарные и технологические. В них можно будет получить рабочие специальности и соответствующие сертификаты, благодаря которым выпускники станут более конкурентоспособными на рынке труда.
Будьте готовы!
Помимо Догдуркул Кендирбаевой, комментарии по поводу планируемой реформы дают и другие чиновники. Однако внятного ответа, в чем именно заключается преимущество "кембриджской системы" и что она из себя представляет, пока так и не прозвучало. Поэтому с этим вопросом мы обратились непосредственно в министерство образования и науки КР.
Как пояснил корреспонденту "РГ" представитель ведомства Куват Чекиров, методологии, по которой будет вестись "новое" обучение, пока действительно нет. Но она, по его словам, вот-вот появится.
- В течение месяца будет готова "дорожная карта", которая опишет структуру подготовки новой системы школьного образования, определит ответственных лиц, сроки, объемы финансирования и прочие детали, - поясняет Куват Чекиров. - Методологию еще только прорабатывают. Самое главное - принято политическое решение о модернизации школьной системы образования. Но в целом, конечно же, говорить о какой-то конкретике сейчас рано. Не нужно торопить события. Сейчас главным образом проходит подготовка общественного мнения для достижения консенсуса в этом вопросе.
Поворот не туда
С предстоящей реформой, однако, согласны далеко не все представители системы образования. К ним относится и заведующий кафедрой русского языка и литературы Кыргызского государственного института имени Ишеналы Арабаева Гульжигит Сооронкулов.
- Скорее всего получится, как и с переходом на Болонскую систему образования, - предполагает Гульжигит Сооронкулов. - Полностью мы ее не переняли, а взяли только какие-то ее элементы, после чего пришли к пониманию, что в наших условиях она и не нужна.
По словам собеседника "РГ", для развития системы образования нужно заниматься не столько "реформами" и "революциями", сколько наведением порядка. Причем не только в школах, но и в детсадах.
- Во-первых, и это обязательно, нужно заняться двумя вопросами, - убежден профессор. - Во-первых, подготовкой профессиональных педагогов. Во-вторых - строительством школ и детских садов. Проблема-то начинается именно в последних. Как правило, в современных детских садах практически не осталось настоящих воспитателей. То есть дети играют, гуляют, но толком их ничему не учат. Вопросы вызывает и охват дошкольным образованием. В Беларуси, например, он составляет сто процентов. У нас же, на мой взгляд, около 30. И то благодаря летним подготовительным курсам.
По мнению Гульжигита Сооронкулова, необходимо повышать и уровень подготовки преподавателей в целом. Пока же, как он утверждает, министерство образования и науки КР определяет для абитуриентов, поступающих на педагогические специальности, чуть ли не самый низкий проходной балл - 110 из 250. Это вызывает у профессора чувство, близкое к негодованию.
- Получается, что учиться педагогике приходят двоечники, которые сами еле-еле закончили школу и больше никуда не смогли поступить, - подчеркивает профессор. - И кого мы из них вырастим? Какие они педагоги? Минимальный проходной балл на педфакультеты должен составлять не меньше 160-180. Тогда в профессию придут те, кто действительно хочет в ней состояться, стать учителем и наставником, считает педагогику своим призванием.
Что касается непосредственно учебников, то, на взгляд Гульжигита Сооронкулова, нужно заниматься не только выпуском уже готовых книг, но и воспитанием собственных авторов.
- Не понимаю этой страсти перенимать что-нибудь зарубежное, заграничное, - подчеркивает профессор. - Считаю, что население Кыргызстана во многом более образованно, чем во многих других странах. Опять же, что касается профильной, дополнительной подготовки, то в советское время, к примеру, работало множество кружков - на любой вкус. И дети занимались в них в свободное время, что никак не отражалось на качестве учебы. Сейчас же ничего подобного практически нет. Но даже не это самое главное. Меня, например, очень беспокоит программа по русскому языку. На нее выделяется всего два часа в неделю. И один час - на русскую литературу. Это очень мало! Нонсенс, но наши бабушки и дедушки знают русский язык лучше, чем дети.
Вместе с тем
А мест-то нет!
Корреспондент "РГ" поинтересовалась мнением о предстоящей реформе директоров некоторых бишкекских школ. Как оказалось, пока о ней толком никто ничего не знает. При этом нулевые классы, которые предлагается перевести в формат первых, есть далеко не во всех школах. Возникает и вопрос о дополнительных помещениях для детей 5-6 лет, которые нужно выделять, а также о педагогах. Как эта проблема будет решаться, чиновники от образования на местах просто себе не представляют.
В министерстве образования и науки КР, в свою очередь, утверждают, что в общеобразовательных школах организовано свыше 4048 кабинетов по предшкольной подготовке. Они, согласно данным ведомства, оснащены учебной мебелью и пособиями, соответствующими возрастным особенностям детей.
Кстати
Еще в прошлом году министр образования и науки КР Догдуркул Кендирбаева заявляла, что прежде чем переходить на 12-летнее образование, нужно решить накопившиеся проблемы. Для такой реформы, по ее словам, требуются соответствующие кадровая обеспеченность, материально-техническая база и учебно-методическое сопровождение.