Включат ли в результаты ЕГЭ оценку за поведение

Председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев допустил возвращение оценки за поведение, вплоть до снижения баллов ЕГЭ.

Включат ли в результаты ЕГЭ оценку за поведение
© Свободная пресса

Об этом он заявил на заседании рабочей группы Совета по вопросам образования, посвященном реализации поручений Президента в этой сфере, одно из которых касается разработки правовых механизмов для защиты чести, достоинства и репутации учителей с учетом распространения и публичной оценки информации о них в соцсетях.

Глава рабочей группы, детский омбудсмен в Ульяновской области Екатерина Сморода организовала по этой теме опрос педагогов, в котором на данный момент приняло участие более тысячи человек в разных регионах страны, и он еще продолжается.

«Наставники нередко сталкиваются с унижением, оскорблениями, хамством и различными издевательствами со стороны учеников, которые еще и выкладывают это в интернет. И у педагогов нет инструментов приструнить хулиганов. А воспитание невозможно без дисциплины и даже наказания. В связи с чем на нашей встрече, в частности, прозвучало предложение вернуть оценку за поведение, вплоть до снижения баллов на ЕГЭ. Если за ГТО и волонтерство баллы добавляют, то почему бы со злостных хулиганов эти баллы не снимать?» – сказал глава СПЧ.

По словам Фадеева, вопрос возвращения оценки за поведение планируется в ближайшее время обсудить с педагогами, психологами и другими экспертами.

Бывший директор Лицея ВШЭ, руководитель Центра функциональной грамотности компании «Мобильное электронное образование», доктор биологических наук Наталья Любомирская считает, что категорически нельзя связывать оценку за поведение с ЕГЭ.

– Есть возможность давать дополнительные бонусные баллы, которые к ЕГЭ приплюсовываются. Их можно давать не только за ГТО, но и, например, за волонтерское движение. Надо работать на позитиве, но не на негативе. Я считаю, что категорически нельзя отнимать от баллов ЕГЭ.

Кроме того, это прямой путь к волюнтаризму. Надо, чтобы было прозрачно, понятно – за что снижают, каким образом. Мы живем в правовом государстве, это надо прописывать. Если учитель, классный руководитель или кто-то еще выставляет отметку – одному 5, другому 4, кому-то 2 и начинается разбор – а за что 2? Пропишите, каким образом формируется отметка.

Во всех серьезных школах есть дисциплинарные комитеты, которые разбирают вопросы поведения, есть система санкций.

«СП»: Но в целом оценка за поведение нужна, чтобы, может быть, дисциплинировать отдельных школьников?

– К каким последствиям это приведет? Его из школы исключат? Можно исключить, можно в детскую комнату милиции поставить на учет за плохое поведение. Но если мы хотим менять отношение детей к чему-либо, то это делается через вовлечение в позитивную деятельность.

Если это серьезные дисциплинарные нарушения, есть достаточно механизмов, которые позволяют наказывать детей.

«СП»: Есть какие-то критерии поведения детей в школе? Когда я училась, у нас на оценку за поведение влияла в том числе успеваемость. Но есть ведь дети, которые ведут себя хорошо, а учеба не дается.

– Должен быть, условно говоря, кодекс учащегося, где прописаны правила поведения, дисциплинарные комитеты, которые разбирают нарушения. Этот кодекс может быть типовой плюс дополненный определенными требованиями конкретной школы. Такая система должна быть.

«СП»: В последние годы мы очень часто слышим об издевательствах учеников над учителями. Учителя фактически беззащитны и бесправны. Может ли оценка за поведение стать инструментом приведения в чувство зарвавшихся учеников?

– В этой ситуации в школе должен быть кодекс учащегося – свод всех правил поведения. За их нарушение – санкции. Но это должно быть прописано, обсуждено с теми же детьми и принято как некий внутришкольный закон.

«СП»: На уровне школы или федеральном?

– На уровне школы. На уровне государства может быть разработан типовой кодекс как образец.

«СП»: А почему вообще упал авторитет учителя?

– Я не замечаю, чтобы он упал. Просто нет априорного авторитета, ушел кнут и пряник из школы, дети не боятся, и это хорошо, я считаю. Авторитет учителя может быть очень высоким, но он не достигается, если просто лупить всех указкой по башке, а только за счет уважения.

Дети примерно до 6-7 класса зависимы от взрослого, и если он к ним по-доброму относится, то платят потрясающей любовью. Подростки по своей натуре максималисты – у них все либо белое, либо черное. Если они полюбили учителя, то беззаветно. Если учитель себя неправильно ведет с ними, будут ненавидеть. Это возрастная особенность.

Мой опыт: если ты уважаешь ребенка, то в ответ он платит не просто уважением, а любовью.

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан, председатель Национального родительского комитета и многодетная мама Ирина Волынец напомнила, что в советское время оценку за поведение в школе ставили еженедельно.

– Для родителей оценка за поведение была критерием того, насколько ребенок умеет уважать других, потому что она ставилась за отношение не только с учителем, но и со сверстниками, соблюдение правил приличия, установленного в школе порядка.

«СП»: Стоит ли оценку за поведение связывать с ЕГЭ?

– Вопрос достаточно спорный. Его надо широко обсуждать. Критерии того, как вносить эту оценку в итоговый документ, чтобы не было перекосов и злоупотреблений, надо устанавливать очень четкие и прозрачные, чтобы исключить субъективный фактор, влияние негативного отношения учителя к ребенку.

Бывают конфликты. Учителя тоже далеко не святые, как и все мы. Педагог может неосознанно испытывать симпатию к какому-то ребенку, а к другому – антипатию. Чтобы ученик не стал жертвой в этой ситуации, важно, чтобы не было возможности использовать личные предпочтения.

Для ориентации родителей и понимания: здесь не надо изобретать велосипед, а нужно использовать положительный советский опыт, когда эта оценка выставлялась, но не влияла на итоговый аттестат. И уж тем более не должно быть снижения баллов за ЕГЭ, потому что тогда в случае примерного поведения необходимо повышение.

Если ребенок систематически нарушает распорядок данного учебного учреждения, ведет себя враждебно, причиняет физический вред ученикам и учителям (такие случаи есть), то стоит ставить вопрос об исключении из школы.

Чтобы защитить учителя от агрессивных детей, есть механизмы, просто их надо использовать. Учитель может выступить с жалобой на ученика, обратиться к родителям. Если те – агрессивные люди, можно поставить вопрос на педагогическом совете. Есть конфликтные комиссии. Можно поднять вопрос о поведении конкретного школьника и мерах воздействия, вплоть до исключения. У школы есть инструменты. А ставить 2 за поведение, при этом снижая баллы за ЕГЭ…

Если у ребенка асоциальное поведение и ему абсолютно все равно, и родителям тоже, но он продолжает ходить в школу, надо решать эту проблему.

Но ребенок может нуждаться в помощи, и своим плохим он поведением очень часто сигнализирует о какой-то проблеме. Ее надо постараться решить, помочь ему. В этом высшая задача школы и педагогов.