Программирование дронов, битва роботов и олимпиады как старт для школьников в мир IT
Узнали, почему важно погружаться в мир информационных технологий со школьной скамьи и поняли, почему одного только урока информатики для этого недостаточно. На XI Международной IT-конференции "Цифровой суверенитет. Кадры" прошёл круглый стол, на котором обсудили вопросы школьного образования. А точнее то, как информационные технологии помогают детям изучать материал, находить интересное и в новом формате проходить олимпиады, квесты и прочие дополнительные обучающие развлечения. Собравшиеся признались, что цифровой формат работы для школьников порой интереснее, чем классический подход. Но, будем честными, чтобы погрузиться в мир информационных технологий, недостаточно просто заниматься школьными предметами, используя эти самые технологии. Для тех, кому интересно именно то, как это работает, с помощью каких программ и систем это создавалось, нужны другие направления и более углублённое изучение материала, чем привычный нам урок информатики. Вне конференции сооснователь и гендиректор IT-компании Effective Серик Бейсенов пояснил "Омск Здесь", что сейчас дефицит кадров в профессии сохраняется и глобальная цифровизация его даже усиливает. Поэтому погружать в специфику IT-индустрии, тем, кто желает сделать её своей профессией, лучше со школьной скамьи. - Информатика в школе мало что даст. Сейчас это гуманитарный предмет о способах обработки информации, программирования в нём либо нет, либо совсем мало. Математика даст в разы больше. Школьникам рекомендую ходить на кружки программирования и ездить в профильные лагеря, например, ШМИТ, НОУ "Поиск". Помимо этого, полезно заниматься чем-то околоинженерным: программированием дронов, битвой роботов. Это развивает любознательность, инженерный склад ума и тягу к конструированию, - отметил Серик Бейсенов. Во время круглого стола на IT-конференции тоже говорили о роботах и их пользе для школьников. Например, IT-компания из Санкт-Петербурга "Омега" рассказала о своём Omegabot, который задумывался как робот, с помощью которого в школах, в центрах допобразования, дома дети будут изучать азы программирования. Начальник отдела продаж компании Камиль Гафуров отметил, что у них работает более тысячи штатных сотрудников и проблема кадрового дефицита для них достаточна актуальна. Именно поэтому им хотелось бы, чтобы подростки, молодёжь заранее погружались в специфику информационных технологий и ко времени трудоустройства были бы более подготовлены к работе. Именно поэтому они готовы делать вклад в образование и создавать понятную платформу для обучения. - По сути, Omegabot - учебник по робототехнике. Он разрабатывался с идеей о том, что дети будут заниматься по большей части его программированием, а не сборкой. Сборка как конструктора тоже важна, но с 1-го по 5-й классы. А дальше уже важно заниматься именно программированием, алгоритмами и так далее. К сожалению, имея такие конструкторы, педагоги большую часть времени предлагают заниматься именно сборкой конструктора. Его можно дополнить датчиками, сенсорами, чтобы он решал поставленные ребёнком задачи. Но его можно расширять и программным обеспечением, - пояснил Камиль Гафуров. Это совершенно бесплатная робототехническая платформа с программируемыми модулями. Сейчас она постепенно внедряется в школах и центрах допобразования в Санкт-Петербурге, Казани и Томске. У этой же компании есть бесплатная платформа "Кулибин". Это виртуальная 3D-среда для изучения робототехники через программирование цифровых роботов. Для занятий достаточно компьютера с выходом в интернет. Все конструкторы и соответствующие площадки для работы существуют в виртуальном пространстве. Это платформа помогает изучить основы программирования. В дальнейшем на эти знания можно нанизывать новые навыки и компетенции. т Поговорили на конференции и о важности профильных олимпиад, конкурсов для школьников, хакатонов. Это те мероприятия, которые помогают молодому поколению проявить себя, а педагогам и потенциальным работодателям - выявить талантливую молодёжь, прокачать её и направить на следующий уровень. Например, в "Уроке цифры", который проводят по стране с помощью IT-компании "1С", в Омской области приняли участие 45 305 детей. Это очень хороший показатель. Здесь наш регион вошёл в топ-5 участников. И это говорит об интересе детей к тому, как это происходит. Помимо обретения и прокачивания уже имеющихся навыков, школьники получают дополнительные баллы к ЕГЭ за участие и победы на олимпиадах и конкурсах IT-направленности. Например, в этом году на одной из олимпиад командного программирования было 200 финалистов и из них 50 призёров и победителей, которые получили по 100 баллов к ЕГЭ. Неплохая мотивация для тех, кто хочет поступить в хороший вуз или колледж. - Когда ребёнок решает, что он хочет поступать на IT -специальность с помощью ЕГЭ, то зачастую это достаточно тяжело. Потому что готовиться к экзаменам начинают за 1-2 года до него. Тут нужно использовать олимпиады. Любая олимпиада делится на несколько типов: классическо-алгоритмическая, спортивное программирование (где задачки решают в основном с помощью кода - прим. ред.) и проектная олимпиада. У нас в этом году был мальчик, который является победителем ряда олимпиад. Я у него спросила, зачем ему проектные олимпиады, если он уже несколько лет занимается алгоритмическим программированием? А на нашей олимпиаде нужно решать непосредственно задачи, и алгоритмы мы вообще не проверяем, даже код не смотрим. Мы смотрим выполнение задачи с точки зрения заказчика. И он сказал гениальную вещь, которую я теперь хочу донести до всех детей: "Да, я знаю алгоритмы, но куда я с этими знаниями, если не буду иметь опыта промышленной разработки и решения реальных задач", - рассказала руководитель образовательных проектов фирмы "1С" Эльвира Игнатченко. По её словам, есть смысл начинать подготавливать детей в этом направлении с 7-го класса. Опять же, если у ребёнка есть тяга к этому. Не стоит заставлять его просто потому, что это модно, популярно и может быть прибыльным для него в будущем. После уже идёт более серьёзная подготовка. В младших классах стоит задача получения опыта, в старших - уже ориентация на победу и более глубокое изучение материала. - Важную роль во всём этом играют наставники: это могут быть родители, школьные учителя, преподаватели обучающих центров и так далее. Когда ребёнок идёт сам, у него хорошие результаты. Но с задачами проще справляться, когда рядом с ребёнком идёт наставник, которые помогает ему решать задачи не по программированию, а помогает ему с мотивацией, помогает справиться со стрессом, потому что любая олимпиада или конкурс - для детей стресс. Наставник нужен, когда ребёнок учится соблюдать дедлайны, работать в команде. Это всё необходимые навыки в любой сфере, не только в IT , - подчеркнула Эльвира Игнатченко. О том, что происходит в мире информационных технологий, как люди работают в этой сфере, чем мотивируются и как достигают высот, читайте в нашей еженедельной рубрике "Войти в IT" . Фото: Илья Петров, Анна Бамбульская