Войти в почту

Все по инициативе родителей: как в Уфе обустроена учеба детей с аутизмом

Ежегодно во всем мире 2 апреля отмечается день распространения информации о проблеме аутизма. В Уфе по-прежнему не так много детских садов и школ, которые готовы принять детей с расстройствами аутистического спектра, однако в последнее время количество таких учреждений растет. В основном это происходит по инициативе родителей, воспитывающих ребенка с диагнозом. Один из таких детских садов — частный центр «Мой мир», который основали уфимки Юлия и Анастасия. Им не удалось найти спонсоров либо привлечь государственную поддержку, поэтому детсад находится на самообеспечении. Сейчас в центре работают три группы до 12 человек: в младшей занимаются дети от трех до шести лет, в старшей — от шести до девяти лет, а также работает группа продленного дня. В ней занимаются выпускники этого детского сада, которые уже учатся в школе. В основном в «Моем мире» проводятся групповые занятия, потому что детей с аутизмом важно научить находиться в коллективе. С ребятами работают специалисты по адаптивной физкультуре, дефектологи, а также специалисты по арт-терапии и по музыкальной терапии. Юлия отмечает, что их работа приносит плоды. По ее словам, учителя школ, где принимают ребят с аутизмом, сразу готовы принять выпускников детсада, хотя детям с диагнозом бывает трудно проявить усидчивость, они тяжело переносят посторонний шум. «Мне кажется, у нас вообще отличный результат: наших детей видно среди других. У них отличная дисциплина, они спокойно сидят. Наши ребята привыкли к уровню шума: когда они к нам приходят, то постоянно уши затыкают, а при выпуске они уже привыкают к громким звукам. Дети умеют взаимодействовать с другими, отстаивать свое «я»: в какие-то моменты они могут поделиться игрушками, а иногда защищают свои границы. Если для нормотипичного ребенка это обыденность, то для нас это победа», — объяснила Анастасия. При этом, по словам Юлии, они работают с самыми «тяжелыми» детьми: к ним приходят те ребята, от которых отказались в других детсадах. При этом через месяц воспитанники «Моего мира» становятся социализированными — у них пропадает агрессия, они учатся себя контролировать. Такого результата удалось добиться благодаря тому, что основательницы детсада отказались от излишне мягкого подхода. «Задача центра изначально — не относиться к воспитанникам как к особенным детям, не давать поблажек. Потому что им потом все равно придется жить в обществе обыкновенных людей, и они могут столкнуться с непониманием. К нам приходят дети, которые не могут держать стакан, ложку, хотя они физически здоровы. Дома их кормят и одевают родители, потому что жалеют своих детей, но через месяц-два наши воспитанники становятся самостоятельными», — поделилась Юлия. В детском саду установлено круглосуточное видеонаблюдение: это сделано не только для спокойствия родителей, но и для того, чтобы они вместе с воспитателями могли видеть прогресс. Юлия отмечает, что им удается достичь больших результатов с воспитанниками, потому что она и ее партнер не понаслышке знакомы с проблемой аутизма — они знают, каково это быть родителем ребенка с диагнозом и как нужно с ним заниматься. За счет инициативы родителей открываются и ресурсные классы в школах: мамы и папы таких ребят вынуждены за свой счет обустраивать учебное место для ребенка. Поэтому в городе не так много школ, которые могут принять детей с аутизмом. Анастасия считает, что проблема с нехваткой мест решалась бы легко, если бы педагогов обучали работе с такими учениками. «Раньше детей с аутизмом было мало, они сидели на домашнем обучении, про них не слышали. Сейчас их становится все больше. Мое мнение, если бы учителей, которые с нормотипичными детьми работают, переучили, то аутисты прекрасно могли бы сидеть на уроках с таким педагогом. Большинство учителей просто не знают, что делать, если ребенок с диагнозом, например, заплакал из-за того, что одноклассник сильно щелкает ручкой. В такой ситуации достаточно просто перестать издавать шум», — рассказала Анастасия. У уфимки Натальи дочь обучается в ресурсном классе в школе № 10. Как она рассказала ГорОбзор.ру, раньше Дашу удалось устроить в государственный детсад благодаря некоммерческой организации «Рассвет», которая также помогла с обустройством в школу. Теперь же уфимка и другие мамы создали некоммерческую организацию «МИ-РАС», чтобы попытаться получить грантовую поддержку от государства. Автор фото: @gulnar_chik_ «Мы собственными силами полностью отремонтировали класс, с мебелью, техникой и пособиями нам помог «Рассвет». В этой школе есть коррекционный класс, поэтому директор знаком с детками с ограниченными возможностями здоровья», — рассказала Наталья. Даша учится по расписанию класса, в котором она числится, но посещает не все уроки. При этом она сначала изучает темы в ресурсном классе с куратором и тьютором — специалистом, который сопровождает ученика с аутизмом. А затем посещает уроки в основном классе. Так, школьница ходит на письмо, физкультуру, иногда изучает математику, технологию, окружающий мир. Девочка учится второй год в первом классе. «В этом году нас взяла прекрасная учительница, Светлана Анатольевна Захарова, которая с пониманием относится к деткам с ОВЗ. Она знает, что им сложно сидеть молча и смирно. Учитель объясняет это одноклассникам, они все понимают и относятся к такому даже лучше и проще, чем взрослые. Ребята что в прошлом году, что в этом — потрясающие. Спасибо огромное родителям. Также детки приходят в новый коллектив, они еще малы и очень хорошо понимают, когда им правильно объясняют К тому же, за прошлый год с Дашей была проведена большая работа по привыканию к такому большому количеству людей, шуму и прочему», — поделилась собеседница. Наталья объяснила, что аутизм вызывает сложности в коммуникации, нахождении в социуме. То, что можно объяснить нормотипичному ребенку один раз, Даше приходится растолковывать десятки раз. «У Даши хорошая память, она воспринимает информацию лучше зрительно. Поэтому приходится адаптировать, показывать что-то на картинках. Сложностей много, и мы их решаем только методом проб и ошибок, так как дочь не может объяснить, почему она что-то не понимает», — пояснила Наталья. При этом уфимка считает, что инклюзивное образование просто необходимо для ее дочери и других таких же детей. «Я знаю, что Даша не станет душой компании, но, когда ребенок не посещает общественные места, он от этого отвыкает. Такая форма обучения для нас наилучшая. Без тьютора Даша не смогла бы учиться, она бы просто присутствовала, а все обучение полностью ложилось бы на меня, так как усваивать информацию в группе мы только учимся», — заключила Наталья. Ситуация с образованием детей с аутизмом в Уфе с годами становится лучше, однако в основном это происходит за счет родителей таких ребят. Они открывают частные учреждения своими силами, рассчитывают на грантовую поддержку некоммерческих организаций, которые создают мамы и папы детей с аутизмом. Целенаправленной поддержки со стороны правительственных ведомств, по словам родителей, в столице республики по-прежнему нет. Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Одноклассники

Все по инициативе родителей: как в Уфе обустроена учеба детей с аутизмом
© ГОРОБЗОР.РУ