Бизнесмены за партой. Как проходит обучение в московских предпринимательских классах
Москва поддерживает предпринимателей в организации и развитии собственного дела. Гранты и субсидии, льготные кредиты, аренда земельных участков по ставке один рубль в год, бесплатные онлайн-сервисы, консультации и обучение — спектр возможностей широк. В столице начать бизнес можно еще сидя за партой благодаря предпринимательским классам в школах. При этом самозанятость и индивидуальное предпринимательство оформляют с 14 лет.
Как ребятам помогают определиться с профессией, почему гуру бизнеса заинтересованы в том, чтобы стать наставниками детей, и как знакомство с предпринимательством влияет на становление личности подростков — в нашем материале.
Квалифицированные педагоги и конкурсный отбор учеников
Предпринимательские классы открылись в Москве в 2021 году. Тогда их организовали в 44 школах, сегодня — в 210 учреждениях. В них учатся более восьми тысяч ребят. В некоторых школах есть по два-три таких класса.
Чтобы открыть предпрофессиональный класс, образовательной организации следует выполнить несколько условий, уточнила бизнес-тренер Гульнара Кошимбетова, куратор городского проекта «Предпринимательский класс в московской школе».
«На период обучения в 10–11-х классах школы формируют предпрофессиональные классы: ИТ, медиа, медицинские, предпринимательские, инженерные, психолого-педагогические. Минимальное количество учеников для них — 22. Кандидатам нужно пройти отбор: получить оценки не ниже четверки на государственной итоговой аттестации по трем основным предметам. Для предпринимательского класса это математика, обществознание и иностранный язык. Кроме этого, в школе должны быть квалифицированные учителя по трем основным предметам. Если все условия соблюдены, образовательное учреждение может подать заявку на участие в нашем проекте», — пояснила она.
Нащупать призвание и подобрать предпрофессиональное направление подросткам помогают в девятом классе. Тех, кто заинтересовался предпринимательством, ждет увлекательная и насыщенная программа.
«У детей есть время “примерить” профессию. Если через полгода ученик понял, что ожидания не совпали с реальностью, он вправе перевестись. Предпрофессиональный класс усиливает ребенка: ему проще поступить в вуз, он приходит туда с багажом знаний и улучшенными навыками», — утверждает Гульнара Кошимбетова.
Медсестра, фотограф, инженер: ученики предпрофессиональных классов пройдут обучение в столичных колледжахУченики предпринимательских классов отправились на бизнес-экскурсии в офисы компаний и музеи
Математика, экономика и другие предметы
В предпринимательских классах углубленно изучают математику, иностранный язык и обществознание (результаты ЕГЭ по этим предметам чаще всего необходимы для поступления в профильные вузы). Помимо обычных уроков, есть спецкурсы по основам предпринимательской деятельности и экономике. На них речь идет о том, как проводить финансовый и инвестиционный анализ, какие законы регулируют сферу бизнеса. Ребята генерируют идеи и тестируют их в проектных лабораториях, учатся руководить командой.
С проектом сотрудничают столичные колледжи и вузы, научные организации, производства, ИТ-компании, маркетинговые агентства, СМИ, банки, бизнес-клубы, финансовые фирмы. Среди партнеров — Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и другие. Успешные бизнесмены и педагоги вузов проводят для учеников мастер-классы и тренинги. Они рассказывают, как мотивировать себя и развить креативное мышление. А еще дают разные задачи, например выяснить, с чем связано падение прибыли у компании. У таких упражнений есть и психологический эффект: они формируют у будущих бизнесменов представление об антикризисных мерах, умение анализировать ситуацию на рынке и экологичное отношение к ошибкам.
На занятиях с экспертами школьники разрабатывают свои стартапы: определяют целевую аудиторию, строят воронку продаж, финансовую модель, бизнес-план и схему управления рисками. Наставники курируют проекты, дают рекомендации. На питчингах (то есть презентациях) ученики защищают свои проекты перед экспертами. Лучшие стартапы могут получить поддержку представителей крупных компаний.
«Ученики готовят проекты как на школьных спецкурсах, так и на тренингах экспертов. Это может быть один и тот же стартап, который требует глубокой проработки с разными наставниками, или несколько. Таким образом, у каждого в портфолио есть хотя бы один проект. Бизнесы некоторых учащихся уже приносят прибыль. Но мы не стремимся к тому, чтобы все ребята еще в школе воплотили идеи в жизнь. Наша цель — познакомить их с профессией и предоставить возможности в ней реализоваться», — подчеркнула Гульнара Кошимбетова.
Предпринимательский класс как двигатель саморазвития
В вузах-партнерах для школьников организуют предпрофессиональные каникулы, во время которых они посещают лекции и практические занятия, знакомятся с академической и профессиональной средой. Кроме того, здесь они занимаются проектно-исследовательской деятельностью: под руководством вузовских преподавателей прорабатывают бизнес-проекты, а затем защищают их на научно-практической конференции «Наука для жизни» в направлении «Шаг в бизнес». Победители и призеры могут получить дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в вуз — партнер проекта. Еще одна возможность, доступная юным предпринимателям, — участие в проекте «Mos. МШУ». Это бизнес-акселератор для школьников и студентов.
Учебная нагрузка сбалансирована: в школах, колледжах, вузах и на бизнес-тренингах ребята изучают разные аспекты предпринимательства. Занятия органично дополняют друг друга. Кроме того, на базе столичных колледжей школьники получают профессию «агент банка». Они узнают о банковских операциях, учатся консультировать и подбирать услуги под запросы клиентов, распознавать финансовые ловушки, а еще улучшают личностные компетенции, добавила Ольга Баринова, куратор предпринимательских классов школы № 949.
«Предпринимательские классы — двигатель саморазвития. Наши ученики уверены в себе, так как при подготовке проекта они принимают решения, слушают критику, отстаивают точку зрения, доносят до остальных свою задумку. Они умеют преподнести себя публике, планировать время и грамотно использовать ресурсы», — сказала она.
Ольга Баринова занимается бизнесом около 20 лет. Она делится с подопечными профессиональным опытом: рассказывает о трудностях, с которыми сталкивалась, и о возможностях, предоставляемых Москвой.
«Столица поддерживает бизнесменов, особенно молодых. Помогают в том числе и онлайн-сервисы государственного бюджетного учреждения “Малый бизнес Москвы”, которые позволяют подготовиться к началу своего дела. Для учеников создан бесшовный трек от школьной парты к успешному предпринимательству. Им открыты двери вузов, технопарков, заводов. Все это позволяет добиваться успехов. Когда у ребят появляются первые результаты в бизнесе и их глаза горят от радости, я понимаю, что все делаю правильно», — гордится Ольга Баринова.
Магазин свечей и студия графического дизайна. Какие стартапы создают ученики
Индивидуальный подход к каждому — правило кураторов проекта. Уже на собеседовании, которое проводят при отборе в предпринимательский класс, куратор спрашивает ученика о его интересах. Это помогает понять, на чем сделать акцент в процессе обучения.
«Некоторые увлечены творчеством, другие — технологиями. Если ребенку нравится рисовать, я подсказываю, какой стартап он мог бы открыть, чтобы реализоваться как независимый художник. Одна из моих учениц создавала авторские украшения. Благодаря нашей работе она превратила хобби в бизнес», — поделилась Ольга Баринова.
Похожая история у Марии Сумеди, ученицы предпринимательского класса школы № 1799. Она прошла курсы по графическому дизайну, но не знала, куда двигаться дальше. Куратор предпринимательских классов школы Юлия Кондакова предложила открыть студию.
«В предпринимательском классе я выстроила бизнес-план. А эксперты дают ценные советы о том, как развить дело. Приятно, что они общаются на равных, их не смущает юный возраст. Они помогли мне побороть страх отказа. Сказали, что 90 процентов людей, кому я предложу свои услуги, откажутся, пять заинтересуются и лишь несколько процентов станут сотрудничать. Я поняла, что отказ — это не повод все бросать», — поделилась Мария Сумеди.
Студия графического дизайна уже приносит ей доход. У Марии Сумеди можно заказать логотип, шрифт, визитки. Школьница мечтает дать вторую жизнь бывшим промзонам столицы, делать из них современные городские пространства. Сейчас она превращает художественную мастерскую своей бабушки в творческую студию, где все желающие смогут рисовать, вязать, лепить, вышивать.
Одноклассница Марии Сумеди Алена Адарацких с детства знала, что будет бизнес-леди: она пошла по стопам отца-предпринимателя. Ученица открыла прибыльный магазин свечей из воска.
«Раньше я боялась впасть в ступор на презентации проекта и не ответить на вопросы экспертов. Но в предпринимательском классе мы участвуем в питчингах, и с опытом страх прошел. Еще я научилась работать в команде: иногда мы разрабатываем проекты в паре. Без такого класса мне бы не хватило мотивации, знаний и навыков для организации бизнеса. Поступать планирую в Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации или Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Мечтаю создать большую корпорацию», — призналась Алена Адарацких.
Для столичных школьников организовали цикл встреч с представителями бизнесаМосковские старшеклассники провели предпрофессиональные каникулы в лучших вузах города