Школы Новосибирска и Казахстана организуют летний выездной лагерь
В новосибирском лицее №130 имени академика Михаила Лаврентьева впервые прошла встреча директоров школ, учителей и представителей институтов повышения квалификации работников образования Новосибирска и их коллег из Восточно-Казахстанской области. Делегация из соседнего дружественного государства прибыла, чтобы обсудить общие проблемы, найти пути их решения и возможности сблизить школьников и педагогов двух стран.
На стратегической сессии был составлен план совместных мероприятий. Одно из них может состояться уже этим летом в формате выездного лагеря, где одаренные школьники из Казахстана и новосибирского Академгородка смогут не только отдохнуть, но познакомиться друг с другом, рассказать о своих достижениях, поделиться знаниями в интерактивной форме.
Директор школы-лицея №34 из Усть-Каменогорска Ольга Ананишникова считает особенно важным проводить совместные научно-практические конференции. Российские и казахстанские школьники могли бы параллельно разрабатывать научные проекты на общие темы под кураторством своих научных руководителей, а потом делиться полученными результатами.
- Мы будем не конкурировать, а, наоборот, дополнять друг друга, так как база для исследований отличается. Новосибирские школьники могут выступать на наших конференциях, а казахстанские - на российских. Исследования предполагаются не только на историческую и географическую темы, которые нас объединяют, но и по математике или естественным наукам, традиционно сильным в 130-м лицее. К этой работе также можно привлечь предприятия Казахстана и Новосибирской области и проводить исследования на их базе, - поделилась мнением Ольга Ананишникова.
Другое перспективное направление - школьный обмен. Такие программы уже реализуются и в России, и в Казахстане, но чаще всего они ориентированы на дальнее зарубежье. А вот направлять учеников для обмена знаниями и опытом из России в Казахстан и наоборот пока не приходилось. А ведь это могло бы дать массу позитивных результатов - общение, новые впечатления и знакомства.
Кроме того, казахстанские школьники, приехав в Новосибирск, практически не отстанут от своей образовательной программы, поскольку, хорошо владея русским языком, смогут продолжить изучение предметов и подготовку к экзаменам. Стоимость проезда из Восточно-Казахстанской области в Новосибирск (и в обратном направлении) не так уж высока, и многие родители могли бы позволить участие своего ребенка в таком обмене.
Подобные программы также нужны для учителей и директоров школ. Первым шагом по пути обмена опытом стал недавний онлайн-семинар для педагогов. Еще один планируют провести до конца учебного года.
На нем будет о чем рассказать новосибирцам, уверена заместитель директора по научно-методической работе лицея №130 Ольга Дорохова. Она отметила, что сотрудничество с учеными СО РАН и студентами Новосибирского государственного университета положительно влияет на успеваемость и научную деятельность лицеистов. По ее словам, с каждым годом все больше учащихся становятся участниками всероссийских и международных научно-практических конференций и олимпиад. Ежегодно минимум шестьдесят процентов выпускников поступают в НГУ. В прошлом году одна выпускница лицея сдала ЕГЭ на сто баллов сразу по двум предметам.
"Столь высокие результаты для нас не повод расслабляться, и мы все время ищем способы повысить качество образования", - подчеркивает Ольга Дорохова. И добавляет, что в лицее умеют поддерживать добрые традиции. Например, театральный фестиваль, который проходит на лицейской сцене каждые три года вот уже более тридцати лет. Несколько недель подготовки к мероприятию и дни самого фестиваля - это время, когда в учреждении царит дух творчества и свободы, отмечает директор лицея Сергей Сопочкин.
"Именно этому мы и хотели бы научиться, ради этого мы и приехали", - заявил старший преподаватель кафедры методики преподавания естественных и гуманитарных дисциплин Национального центра повышения квалификации (Астана, Республика Казахстан) Сергей Щеглов. И добавил, что работникам сферы образования Казахстана тоже есть чему научить российских коллег. Он рассказал о двух образовательных программах для педагогов-наставников и молодых специалистов, которые уже прошли государственную экспертизу. По ним уже проводят обучение.
Сергей Щеглов подчеркнул: после прохождения курсов у педагогов поддерживается мотивация повышать свою квалификацию благодаря сопровождению кураторов и общению в онлайн-сообществах с теми, кто тоже прошел обучение.
Заинтересованность в работе с казахстанскими школьниками проявляет и Новосибирский государственный университет. Как рассказала начальник отдела международных связей НГУ Татьяна Заковряшина, в последние годы число абитуриентов из Казахстана снизилось. Такая тенденция не радует, поэтому в вузе только приветствуют мероприятия, которые повысят интерес к университету у казахстанских школьников. У самого НГУ с каждым годом улучшается материальная база для проведения исследований. В том числе у вуза будут свои исследовательские лаборатории на строящемся в поселке Кольцово Центре коллективного пользования "СКИФ". В самом Академгородке идет строительство нового студенческого кампуса.
Татьяна Заковряшина напомнила, что казахстанские абитуриенты наравне с российскими имеют право поступать на бюджетные места и получать стипендию. Тем, кто поступил (неважно, на бюджетной или коммерческой основе), НГУ предоставляет места в общежитии по доступной стоимости. Преподаватели вуза готовы оказать школьникам содействие в подготовке к экзаменам.
Участники стратегической сессии согласились с тем, что подобные встречи нужно проводить как можно чаще и выразили надежду, что сотрудничество будет поддержано министерствами образования обеих стран.