Так считает Юлия Александровна Бергер, учитель начальных классов гимназии № 1. Нашему изданию она рассказала о патриотическом воспитании, любви к детям и профессии, о том, как вырастить хороших людей и найти подход к каждому ученику.
Престижная профессия
– Ради чего люди идут работать в школу?
– Я начала свою педагогическую деятельность еще в далеком 1996 году, и уж точно не из-за денег. Думала, что поработаю годик-другой и куда-нибудь уйду. А потом появился интерес к профессии и как-то так втянулась…
– Давайте тогда вместе разбираться, что же подтолкнуло вас к такому выбору!
– Родилась я в Ханты-Мансийске, училась в седьмой и первой школах, мама работала во вневедомственной охране, а папа – в пожарной. Именно мама хотела, чтобы я стала педагогом, мол, это – престижная профессия. Поэтому я с детства играла в школу, а когда мне подарили мел и доску, научила читать соседскую девочку. Видимо, мне все-таки суждено было стать учителем – окончила сначала педучилище, затем Нижневартовский университет.
Так в девятнадцать лет я стала преподавателем в школе № 6, через год перешла в Гуманитарный лицей, где очень понравилась внутренняя атмосфера. Правда, года через три решила попробовать себя в другой сфере, но через несколько месяцев вернулась к преподаванию – сначала в школе № 3, а затем позвали в гимназию.
– Но почему выбрали именно начальную школу, ведь это же кошмар – толпа маленьких шалопаев, которые только и думают о том, как бы напроказничать!
– Все зависит от характера учителя. Я люблю ребятишек, особенно первоклассников, поэтому мне суждено было работать именно в начальной школе.
– Как прошел учебный год, завершение которого не за горами?
– Неплохо. Я рада, что нынче мы практически обошлись без дистанционного обучения. Радует, что возвращается патриотическое воспитание, в частности, «Разговоры о важном».
Разные времена – разные дети
– Насколько отличаются сегодняшние «первоклашки» от тех, что приходили три десятка лет назад?
– Они сильно изменились, как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Стали более эрудированными в информационной сфере, более коммуникабельными и раскрепощенными. Подавляющее большинство посвящает все свободное время внеурочной деятельности и таким образом целенаправленно идет к определенной цели.
– А в чем заключаются минусы?
– Дети стали меньше читать. Наша задача заключается в том, чтобы пробудить у них интерес к литературе. В нашем классе всегда стоят книги, которые ученики читают в свободное время.
– Что бы вы назвали самым сложным в профессии учителя?
– Взаимодействие с родителями. Подчас быстрее удается находить общий язык с детьми, тогда как в процессе школьного обучения многое зависит именно от родителей, нам важно наладить сотрудничество и помогать друг другу. Современные папы и мамы в большинстве своем эрудированные, знающие, стремящиеся к тому, чтобы их ребятишки получили от школы максимум знаний и навыков. Главное, чтобы и педагоги, и родители не упустили нужный момент в воспитании, а для этого нужно мотивировать, объяснять главные правила жизни.
– Не за горами очередное 1-е сентября, когда новые малыши придут в первый класс. Вы сразу можете определить, кто из них окажется прилежным учеником, а с кем возникнут проблемы?
– Каждый набор отличается от всех предыдущих, не бывает двух одинаковых классов. Особенности детей видны уже на первом уроке, практически сразу можно понять, кто станет лидером, кто как будет себя вести.
Строгий учитель?
– Кстати, а насколько вы с ними суровы?
– Я – строгий учитель. Хотя многие дети почему-то считают меня очень доброй.
– Ученики часто удивляют?
– Да, иной раз и представить бы себе не могла, что они могут отчебучить, никогда не знаешь, когда и чего от них ждать. В любом случае педагогу нужно себя правильно повести, если дети что-то натворили, то объяснить последствия поступков. В то же время важно, чтобы ребятишки умели отстаивать собственную точку зрения, не боялись встать и аргументированно заявить о своем несогласии. Во время занятий я иногда преднамеренно допускаю какую-нибудь ошибку, а потом спрашиваю: а вы почему этого не заметили и ничего не сказали?
– Признайтесь, в классе у вас есть любимчики?
– Стараюсь никого не выделять. И всем стремлюсь объяснить основные правила жизни, что даже если не получается в учебе, то можно стать успешным в чем-то другом – в музыке, спорте, танцах. Главное – стать достойным человеком, вот и пытаюсь вырастить хороших людей, больше сил и времени тратя на воспитание. И очень радуюсь, когда получаются маленькие личности.
– Какой день в учебном году является наиболее эмоционально тяжелым?
– Конечно, выпускной. В молодости было легко расставаться с учениками, переходящими в старшую школу, а со временем становится все труднее. Поэтому на выпускном все время стараюсь не заплакать.
– Бывшие ученики вас не забывают?
– Постоянно приходят, даже после окончания одиннадцатого класса. И почему-то чаще всего те, кто плохо учился, на кого тратилось больше времени и внимания. В соцсетях говорят комплименты, при встречах начинаются «обнимашки». Скучают, им хочется зайти в класс и таким образом на минутку вернуться в детство.
Обычная жизнь
– Если оглянуться назад, то хотели бы построить жизнь по-другому?
– Пожалуй, нет, все следует своим чередом. Мы – обычные люди, и все время от времени совершаем ошибки, важно лишь не совершать их вновь. В общем, живу не зря. Главное в нашей профессии – вовремя справиться с эмоциональным выгоранием.
– И как удается справляться?
– В такие моменты стараюсь прогуляться, подумать, отдохнуть дома с книгой. Да, лучший для меня отдых – чтение и занятия с ребенком. Дочь Маша сейчас готовится к поступлению в первый класс гимназии.
– Как думаете, с выбором школы – в которой работает мама! – Маше повезло или не очень?
– С нее спрос будет больше. Уже сейчас приходится тяжело, надо ежедневно выполнять кучу заданий, плюс регулярные занятия танцами, а свободное время мы посвящаем совместному творчеству.
– Как дочка относится к маминой профессии?
– Не очень, потому что из-за нее мама постоянно очень занята. Тем не менее часто рассаживает вокруг себя игрушки и начинает копировать поведение матери. Да и во дворе всех учит – как надо или не надо поступать.
– Что значит для вас понятие «Ханты-Мансийск»?
– Это – моя Родина, и этим все сказано. Здесь семья, друзья, работа. Наш город красив, комфортен и удобен, здесь все устраивает и никогда не хочется из него уезжать.