Оставаться в ресурсе: как в родительских клубах реабилитационных центров поддерживают семьи с особенными детьми

Однажды для ребенка произносят тревожный диагноз. Эмоции родителей сменяют друг друга: шок, отрицание, бессилие, принятие. С этого момента каждый день — это борьба за здоровье, а иногда и жизнь самого дорогого человека. Ребенок с особенностями здоровья нуждается, в первую очередь, в постоянной моральной поддержке близких. Время от времени родители сталкиваются с состоянием волнения и смятения, потребностью восполнить энергию, что может привести к саморазрушению. На помощь приходят родительские клубы при московских реабилитационных и реабилитационно-образовательных центрах. Здесь есть возможность получить поддержку специалистов и единомышленников.

Оставаться в ресурсе: как в родительских клубах реабилитационных центров поддерживают семьи с особенными детьми
© Вечерняя Москва

— Мы столкнулись с тем, что родители активнее взаимодействуют с нами, если им не навязывать свои взгляды, а устанавливать партнерские отношения. Так возникла идея создать при социально-психологической службе центра родительский клуб. Назвали его «Золотой ключик». Решили, что он поможет открывать взрослым интересный и сложный мир ребенка, — рассказала Елена Гаврилина, директор Реабилитационно-образовательного центра №76.

Мамы и папы, бабушки и дедушки получают информационный и моральный ресурс. Встречи и занятия в рамках клуба позволяют узнать себя и своего ребенка намного лучше. А регулярные семейные праздники, организаторами которых выступают клубы, позволяют испытать чувства радости и счастья.

— В нашей школе регулярно проходят мероприятия, участниками которых становятся не только дети, но и родители, бабушки и дедушки обучающихся. Это и «Пельменный фестиваль», где папы с детьми увлечённо лепили пельмени, а затем угощали ими мам и бабушек. И «Осенний бал», где более 150 пар, состоящих из обучающихся, их родителей и работников школы, дружно вальсировали в просторных холлах школы. Яркие эмоции в этом году вызвал квиз о мультфильмах разных времен, собравший участников всех возрастных групп: бабушек, мам, пап, ученики разных классов. Общение, обмен опытом и знаниями создают атмосферу взаимопонимания и поддержки, и оказывается, что между семьями есть много общего, — поделилась Светлана Войтас, директор Реабилитационной школы-интерната №32.

Особая ценность — иметь возможность поделиться успехами своего ребенка с людьми, которые понимают значимость этих достижений. В реабилитации детей с инвалидностью зачастую небольшой шаг является результатом длительного труда самого ребенка, родителей, специалистов. Общение среди людей со схожими целями, переживаниями дает возможность быть более открытым, обрести уверенность в своих силах.

— Участие в родительском клубе приносит положительные эмоции в жизни родителей. Некоторые из них делятся историями успеха, о том, как они научились эффективнее взаимодействовать со своими детьми и как это повлияло на их отношения, — прокомментировала Ольга Назарова, директор реабилитационно-образовательного центра №105.

Занятия, как правило, проходят в уютной, дружеской атмосфере. Практикуются различные форматы: лекции, семинары, игры, круглые столы, мастер-классы. Так же проводятся онлайн-лекции для родителей на темы воспитания ребенка с особенностями здоровья, где к занятиям может подключиться любой родитель.

— Специалисты центра оказывают психологическую поддержку, дают возможность отдохнуть и перезагрузиться в сенсорной комнате, создают спокойную и дружелюбную атмосферу, — отметила Татьяна, мама ученика 9 класса Реабилитационной школы-интерната №76.

В системе соцзащиты Москвы работают восемь реабилитационно-образовательных и десять реабилитационных центров, в которых дети и взрослые с инвалидностью проходят комплексную реабилитацию. Подробнее о работе каждого центра можно узнать на сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.