На форуме АСИ в Сургуте представили модель планирования в инклюзии
Результатом трехдневной работы форума "Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка" стал меморандум из восьми инициатив, разработанных представителями НКО, образовательных организаций, учреждений социальной защиты, здравоохранения, федеральной и региональной власти, вузов и бизнеса. Реализация этих предложений позволит выстроить индивидуальный маршрут поддержки для человека с особенностями развития.
"Тема нашего форума "Транзитное планирование". Это про то, как мы понимаем жизнь человека, его благополучие с момента до рождения на всем протяжении жизненного пути. Не передавая его из ведомства в ведомство и не ограничивая свой взгляд только тем, что касается конкретно меня на своем конкретном рабочем месте, а обеспечивая бесшовную поддержку", - сказал советник генерального директора АСИ, модератор итоговой дискуссии форума Иван Карпушкин.
По его словам, транзитное планирование включает несколько доменов благополучия человека: "семья", "социализация", "самореализация", "обучение и развитие", "здоровьесбережение".
"Мы рассматривали семью как экосистему, которая, с одной стороны, является источником силы для человека с инвалидностью, с другой стороны сама нуждается в поддержке. То есть для того, чтобы быть успешной, конститутивной, дееспособной и устойчивой экосистемой для такого ребенка, она сама должна быть получателем определенной поддержки из разных сред, с которыми соприкасается", - сказала Екатерина Мень, президент АНО "Центр проблем аутизма: образование, исследования, защита прав".
Председатель совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет (ВОРДИ) Елена Клочко рассказала о работе специалистов по домену "социализация". По ее словам, эксперты разработали множество предложений, которые по договоренности с АСИ будут реализованы, даже если часть из них не вошла в итоговый меморандум.
"Мы говорили прежде всего о личности, понимая важность внешней среды, дружелюбия, инклюзивности, доступности среды и развития инклюзивной культуры к 2035 году", - сообщила Клочко.
Инклюзивные специалисты до 2035 года должны обладать всеми необходимыми компетенциями для работы с детьми любых возрастов в сфере образования и социальной защиты. Эти навыки обеспечат принцип бесшовности в поддержке особенных детей и их семей.
"Мы отмечали необходимость развития навыков коммуникации с использованием любых доступных возможностей для человека. О системе мер, которая позволит развить социально приемлемое и безопасное поведение, обеспечить развитие социальных навыков, начиная с раннего возраста. Все институты должны создавать и поддерживать успех детей, развивать личностные мотивации, включая семью, которая тоже будет этому научена. У нас должна быть состоявшаяся обеспеченность высокого качества услуг на всех жизненных этапах, во всех ведомствах, при участии всех специалистов за счет открытости, вариативности и различных инструментов", - добавила Клочко.
Глава "Приволжского центра ментального здоровья" Оксана Баландина сообщила, что удалось подготовить экспертам домена "здоровьесбережение" - врачам, специалистам в области образования и родителям.
"Мы хорошо проработали проблемные моменты, которые связаны с межведомственным взаимодействием, с пониманием здоровья, которое не ограничивается только медицинской помощью, а в котором очень большое влияние оказывают факторы внешней среды. Здоровье - это не только болезнь, не только генетика, а это прежде всего здоровьесбережение, умение человека заботиться о себе, предупреждая ухудшение текущих состояний и предупреждение возникновения новых состояний", - заявила Баландина.
По ее словам, образ идеального будущего в области здоровьесбережения состоит из трех основ: знания человека о профилактике и сохранении собственного здоровья, среда, а также система сервисов в области медицинского сопровождения.
Итоговый меморандум включил восемь предложений, основанных на этих пяти доменах. К реализации инициатив АСИ приглашает присоединиться всему заинтересованному сообществу. В частности, предлагается разработать:
- комплексную карту компетенций и соответствующих им потребностей в сопровождении детей с ОВЗ;
- институт социальных кураторов для семей с детьми с особыми потребностями с возможностью реализации их в оффлайн и онлайн формах;
- программу по обучению и супервизии специалистов и родителей практикам и методикам с доказанной эффективностью;
- проект профстантарта и подходы к подготовке специалиста по анализу поведения;
- комплексное исследование по выявлению эффективных практик, направленных на реализацию принципа транзитного планирования и разработать модель их институционализации;
- комплекс рекомендаций по развитию системы помощи и сервисов, включая социальную занятость, сопровождаемую трудовую деятельность и сопровождаемое проживание для инвалидов старше 18 лет;
- программу "Здоровьесберегающая школа";
- предусмотреть новую специальность "тьютор или ассистент по работе с туристами с ОВЗ".