Войти в почту

"Я дочь погибшего солдата". Как в судах рассматриваются дела о признании отцовства участников СВО

Случаи, когда люди живут в гражданском браке, а в свидетельстве о рождении детей не указан отец, - не редкость для современной России. Однако с началом СВО это стало проблемой для таких семей.

"Я дочь погибшего солдата". Как в судах рассматриваются дела о признании отцовства участников СВО
© Российская Газета

Елена - многодетная мать и гражданская жена погибшего бойца Игоря (имена изменены. - Прим. Е.С.). Вместе они прожили 10 лет. У пары родилось четверо детей, младшему три года, старшему - 10. Она уверена, что ее ситуация вполне житейская: когда брак не зарегистрирован, женщины оформляют детей только на себя, получая статус матери-одиночки и дополнительные выплаты. Россиянки имеют на это право.

Однако спецоперация внесла в жизнь семьи свои коррективы. Игорь погиб в зоне СВО. А Елена растерялась, не зная, что делать в такой ситуации. После похорон женщина обратилась за помощью в филиал фонда "Защитники Отечества", там ей объяснили, что ситуация не безвыходная, и подсказали, как доказать, что погибший имеет отношение к ее детям.

Что делать, если муж гражданской семьи погиб в зоне СВО

- В судебном порядке с привлечением свидетелей мы в первую очередь установили отцовство, - рассказывает Ольга Ларионова, социальный координатор филиала фонда в Удмуртии, которая помогала семье. - Когда вступило в законную силу решение суда, мы с Еленой начали процесс: обратились в ЗАГС за новыми свидетельствами о рождении детей, затем в военкомат. Таким образом, дети получают удостоверения членов семьи погибшего участника СВО и права на все полагающиеся им федеральные, страховые и региональные выплаты и льготы. Все заняло около трех месяцев. На данный момент часть выплат уже произведена.

В Объединенной пресс-службе судов Удмуртии "РГ" пояснили, что для подобных дел по упрощенной процедуре достаточно свидетельских показаний, подтверждающих, что умерший признавал себя отцом ребенка и исполнял в отношении него родительские обязанности. Доказательствами могут служить совместные фото- и видеоматериалы всей семьи, все, что подтверждает, что погибший при жизни содержал ребенка, покупал ему игрушки, продукты, оплачивал досуг или образование.

Случается и такое, что свидетельских показаний мало. Например, ближайшие родственники погибшего не признают его гражданскую семью. В таком случае дело рассматривается в порядке искового производства, требуется генетическая экспертиза:

- Если суд назначает экспертизу в случае гибели бойца, то образцы генетического материала запрашивают из Ростова, через госпиталь которого проходят все погибшие на СВО, - поясняет заместитель руководителя филиала фонда "Защитники Отечества" в Удмуртии Сергей Мальцев.- Оплачивает ее проигравшая сторона. Семьям, оказавшимся в подобной ситуации, следует сразу обратиться в наш фонд. Его юрист даст бесплатную консультацию, а при необходимости обеспечит адвокатское сопровождение дела в суде. За каждой семьей закрепляется социальный координатор, который помогает в решении возникающих вопросов. Но все же мы рекомендуем участникам СВО узаконить все отношения. Это позволят членам их семьи пользоваться мерами социальной поддержки, например, компенсацией части платы за ЖКУ, и так далее. Если же произойдет трагедия, это упростит решение многих вопросов.

Мнение

Виктор Кушко, уполномоченный по правам человека в Удмуртии:

- В практике уполномоченного по правам человека такие обращения не редки. Имущественные вопросы отчасти позволят решить законопроект, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме. Он предлагает упрощенную систему признания брака. Для этого мужчина и женщина должны прожить вместе не менее трех лет. Если есть совместный ребенок, этот срок сокращается до одного года. Для гражданских жен принятие такого закона будет означать, что женщина сможет претендовать, в том числе, и на наследство. Пока же матери могут выступать только как законные представители совместных детей и даже в случае положительного исхода в суде не получают никаких прав, выплат или льгот.