Депутат Госдумы рассказала о необходимости ужесточить соблюдение ГОСТа на квесты
Сегодня индустрия квестов существует во многом стихийно. По данным ФНС, ежегодный оборот отрасли равен шести миллиардам рублей и продолжает расти. При этом 70% сферы только в Москве работает в серой зоне.
За два последних года прокурорские проверки в регионах обнаружили около 10 тысяч нарушений в развлекательных центрах. Расследуются 27 уголовных дел за ненадлежащее обеспечение безопасности таких объектов.
В марте 2024 года вступил в силу ГОСТ на детские квесты, однако он носит рекомендательный характер. Между тем растет и ширится число несчастных случаев в ходе таких «развлечений», травм, в том числе психологических и даже ожогов.
«Жители домов, где зачастую расположены квест-площадки, жалуются на шум и дым, сами родители участников недовольны, что детям показывают оторванные головы, руки и другие части тела», - говорит председатель Мосгордумы Алексей Шапошников.
Квалификация самих ведущих квеста, или аниматоров, тоже нередко вызывает сомнения, особенно в отношении обеспечения безопасности, считает первый зампредседателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова.
«Ведущие должны проходить специальное обучение, обязательно иметь медицинские книжки, их психологическое здоровье нужно контролировать. Нам нужен ГОСТ для работы аниматоров», - считает Лантратова.
Кроме того, как полагает Яна Лантратова, нужна хотя бы минимальная, но цензура в сфере тематики квестов. Сегодня там преобладает зарубежная продукция, изобилующая сценами насилия, агрессии, демонстрацией мертвецов и прочим байками из склепа.
Альтернативой должны стать квесты, созданные на отечественной тематике с патриотическим уклоном, возможно, на основе русского народного творчества, с героями былинных сказаний и воинами. Такие проекты, по мнению Лантратовой, надо поощрять.
О нормативном регулировании квестов задумались и в Генпрокуратуре. Особенно это касается возрастного ценза, поскольку игроки подвергаются физическому и психологическому воздействию, а детская психика неустойчива, указывает начальник управления по надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних Генпрокуратуры Ирина Ребрина.