Пилот нормальный: новые рекомендации для FAA по психическим болезням пилотов
В США Комитет по вопросам медицинского освидетельствования в области психического здоровья и авиации (ARC) вынес свои рекомендации Федеральному управлению гражданской авиации (FAA) по решению проблем психического здоровья в авиационной отрасли.
Как сообщает Международное консультативно-аналитическое агентство "Безопасность полетов", комитет ARC был образован в декабре прошлого года. В него вошли известные и опытные медицинские эксперты (психиатры и психологи) из самых разных и очень авторитетных организаций, включая Управление аэрокосмической медицины FAA и Национальный совет по безопасности на транспорте.
Рекомендации, в частности, включают разработку ненаказуемого способа раскрытия информации о психических заболеваниях и методах лечения. Они касаются многих существующих барьеров, таких, например, как культура, страх, доверие, стигма (ярлык, клеймо) и т.д. Слишком часто пилоты и диспетчеры боялись и боятся сообщать о любых проблемах с физическим или психическим здоровьем из-за страха потерять работу.
- Проблемы сокрытия проблем с психическим здоровьем среди пилотов и диспетчеров встречаются повсеместно, - комментирует гендиректор МКАА "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко. - Один из ярких и трагических примеров - 24 марта 2015 года, когда второй пилот авиакомпании Germanwings, воспользовавшись отсутствием в кабине капитана, запер дверь и направил самолет к земле, в результате чего погибли 150 человек.
Расследованием было установлено, что второй пилот страдал от постоянной депрессии. Он начал проявлять симптомы, которые могут свидетельствовать о депрессивном психотическом эпизоде еще в декабре 2014 года и в последующие месяцы консультировался с несколькими врачами, но ни один из них не предупредил об опасности руководителей авиационной отрасли или непосредственно его работодателя.
В сообщении из США обращают на себя внимание два фактора, - подчеркивает Сергей Мельниченко. Во-первых, это широкое представительство организаций, ассоциаций и профсоюзов пилотов, диспетчеров, авиационных расследователей и владельцев воздушных судов в работе Комитета, призванного решать медицинские, регулятивные и правовые вопросы.
Во-вторых, это то, насколько оперативно отработал поставленные перед ним задачи Комитет ARC. В России, к сожалению, этой проблеме долгое время должного внимания не уделялось. Авиационные эксперты ожидают подвижек: в блиайшее время в ГосНИИ гражданской авиации должен пройти круглый стол по теме "Основные направления развития психологических исследований в гражданской авиации".
- Будем с надеждой ждать результатов, - говорит Сергей Мельниченко.