Войти в почту

Песня, танец и актерская игра: в чем секрет успеха детского музыкального театра «Домисолька»

Любовь к своему делу и профессионализм — главные составляющие успеха детского музыкального театра «Домисолька». Он входит в число лучших учреждений дополнительного образования в России, а его воспитанники неизменно побеждают во всех творческих конкурсах. Бессменный художественный руководитель «Домисольки», композитор Ольга Юдахина, недавно получила государственную награду — медаль «За труды в культуре и искусстве». 

Песня, танец и актерская игра: в чем секрет успеха детского музыкального театра «Домисолька»
© Mos.ru

О том, как удалось создать детский музыкальный театр, не имеющий аналогов в нашей стране, педагог рассказала в интервью mos.ru.

Мечтала стать вторым Ван Клиберном

— Ольга Леонидовна, как вы решили связать свою жизнь с музыкой?

— Я родилась и выросла в Киргизии в семье с глубокими культурными корнями. Мой дедушка, академик Константин Юдахин, составил уникальные киргизско-русский и русско-киргизский словари, а бабушка обладала прекрасным голосом, но из-за дворянского происхождения не могла поступить в консерваторию. Музыка стала моей любовью с раннего детства. Помню, как плакала от счастья, когда слушала духовые оркестры в парках.

После учебы в музыкальной школе по классу фортепиано я приехала в Москву и поступила в колледж имени Гнесиных (сейчас — Музыкальное училище имени Гнесиных — Прим. ред.), а затем и в институт (сейчас — Российская академия музыки имени Гнесиных — Прим. ред.), который окончила с красным дипломом. Я мечтала быть пианистом, как Ван Клиберн, но в итоге стала композитором.

— А как вы начали работать с детьми?

— В этом тоже сыграла роль семейная традиция. Моя прабабушка опекала детский дом, прадед учил читать ребятишек из киргизских аулов, а бабушка была директором детского сада. Вот и я решила пойти в педагогику. Работала в школе, в журнале «Мурзилка», ездила на гастроли со своими воспитанниками и писала композиции. Меня заметили на телевидении и пригласили вести детскую музыкальную образовательную программу, которой я дала название «Домисолька». Позже оно закрепилось и за театром.

— Детский музыкальный театр «Домисолька» ведет свою историю с 1990 года. Как появилась идея его создать?

— Я очень люблю театральность в музыке. Вместе с поэтом и продюсером Иваном Жигановым мы ставили мини-спектакли, много выступали, ездили со своими шоу в «Артек» и «Орленок». «Домисольку» заметили и стали приглашать к сотрудничеству такие выдающиеся деятели культуры, как Ролан Быков, Юрий Энтин, Александр Басилая и другие. К середине 2000-х годов мы уже называли себя театром. Наш коллектив перестал помещаться во дворце творчества.

Первый сольный концерт с телесъемкой на федеральном канале «Домисолька» провела в концертном зале «Россия». На нем выступил Иосиф Кобзон, который помог нам с его организацией и проведением, а также другие знаменитые артисты. В 2006 году прошел наш первый сольник в Государственном Кремлевском дворце. Всего мы провели там 10 концертов — абсолютный рекорд для детских театров России!

В 2007 году Департамент образования и науки города Москвы выделил нам помещение бывшей школы на улице Маршала Бирюзова. Иван Жиганов стал директором театра, а я — его художественным руководителем. Сегодня у нас занимаются более 850 детей от четырех до 17 лет.

«Катюша» на языках народов России

— На каких принципах строится работа в театре?

— Самое главное — это любовь и профессионализм. Мы приглашаем лучших педагогов из разных городов страны. Все преподаватели обожают свою работу и детей, могут без просьб задержаться ради дополнительной репетиции или разучивания нового номера. Такой подход дает результаты. Наши воспитанники становятся лауреатами или обладателями Гран-при практически всех конкурсов, в которых участвуют.

Сами домисольковцы тоже очень любят свой театр. Вы посмотрите, как у нас здесь чисто и красиво. Дети любят и уважают друг друга, а бывшие воспитанники дружат годами.

— Кто может попасть в «Домисольку»? Какими талантами должны обладать кандидаты?

— Малышей мы принимаем практически всех. Здесь главное — желание и горящие глаза. Для школьников критерии отбора строже, но жесткого конкурса у нас нет. Конечно, если ребенок хочет попасть в группу, которая уже занимается в театре несколько лет, он должен обладать музыкальным слухом, вокальными, актерскими и хореографическими данными. Иначе ему будет трудно адаптироваться.

У нас нет задачи превратить детей в звезд — мы хотим сделать их успешными и уверенными в себе. Все наши выпускники поступают в хорошие вузы и там создают театральные коллективы. Многие потом снимаются в кино, становятся режиссерами, работают на телевидении и выступают как артисты. Например, одна из наших выпускниц — Полина Гагарина.

— Что самое сложное в руководстве детским музыкальным театром?

— Наверное, самое сложное — выстроить работу театра так, чтобы она соответствовала высоким стандартам системы московского образования. В этом нам помогают опытные методисты и педагоги. А все остальное дается легко, ведь это любимая работа. Каждый день в театре происходит что-то новое, реализуются оригинальные проекты. Например, недавно разучивали «Катюшу» на татарском, бурятском, якутском, карачаево-балкарском и других языках народов России. В этом нам помогали не только специалисты, но и родители, ведь в «Домисольке» занимаются дети разных национальностей. К слову, у нас очень хороший родительский комитет, который во всем поддерживает театр.

Без фастфуда и телефонов

— Есть ли у «Домисольки» традиции?

— Во-первых, форма — лосины и футболки с фирменным логотипом. Это уравнивает детей с разными материальными возможностями и не отвлекает от занятий. Еще мы категорически не приветствуем фастфуд. Также в театре запрещены телефоны. Мы считаем, что какое-то время ребенок должен общаться и познавать мир, не отвлекаясь на гаджет. Поэтому мобильники остаются в раздевалке. Кстати, между занятиями нет звонков на перемены — педагоги сами следят за временем.

— На ваш взгляд, какие условия необходимы для развития детских талантов? Какую роль в этом играет дисциплина?

— В Москве созданы условия для творческого развития детей во всех сферах. У нас есть современные музыкальные инструменты, микрофоны, студия звукозаписи, телестудия, прекрасные залы для хореографии, кабинеты вокала, костюмерный цех. Так, у нас большая коллекция сценических костюмов, ее можно назвать лучшей в России.

Конечно, не обойтись без профессиональных педагогов: они могут открыть в ребенке талант и развить его. Еще важна реализация — возможность показать себя на сцене перед зрителями. Воспитанники «Домисольки» выступают часто, причем с раннего возраста.

Без дисциплины тоже никуда. Ребенок должен понимать, какое поведение допустимо в коллективе, а какое нет, и не обижаться на какие-то запреты.

— Ольга Леонидовна, что для вас значит медаль «За труды в культуре и искусстве»?

— Очень многое. Я всю жизнь посвятила служению искусству и детям, а еще любимой Москве. Я вижу, как развивается столица, и считаю ее лучшим городом мира. 

— Какие планы у «Домисольки» на ближайшее будущее?

— 17 и 18 мая пройдут концерты «Домисольки» в Театре Российской армии. Каждая группа (а у нас их 45) покажет свой лучший номер. Также совместно с телевидением готовим проект ко Дню защиты детей. Мы приглашаем ребят со всей страны на программу «“Домисолька” собирает друзей», ее съемки начнутся в мае.

И самое важное — театру выделили пятиэтажное здание в Новохорошевском проезде. Там идет капитальный ремонт. В новом доме «Домисолька» сможет принять вдвое больше детей. И, возможно, сбудется наша главная мечта — у нас появится собственный концертный зал. Для его строительства как раз есть место рядом с новым зданием. Тогда мы сможем приглашать на концерты всех желающих.

Красота многоголосия. Как Анастасия Беляева создала один из самых известных детских хоров Москвы «Аврора»Волшебная арфа, «дедушка» рояля и звонница: на каких редких инструментах играют в музыкальных школах МосквыМузыканты, танцоры и актеры: какие московские школы и колледжи готовят будущих деятелей искусства