В Липецке предложили способы решить проблему кадрового дефицита в АПК

Агропромышленный комплекс входит в тройку отраслей, испытывающих наиболее острый дефицит кадров. Наряду с промышленными предприятиями и строительными фирмами АПК старается решать проблему посредством роста производительности труда и привлечения мигрантов. Однако, как прозвучало на форуме в Липецке, посвященном развитию отрасли, зачастую и то и другое не панацея. Повышать производительность труда в большинстве подотраслей дальше просто некуда, миграционный процесс осуществлять еще более сложно, поэтому, как отметили эксперты, важно увидеть и задействовать другие резервы.

В Липецке предложили способы решить проблему кадрового дефицита в АПК
© Российская Газета

"Коровам хвосты крутить?"

Техническая и технологическая модернизация, роботизированные фермы и перерабатывающие производства, беспилотные комбайны и повсеместное распространение дронов - таким видят современное сельское хозяйство те, кто трудится в отрасли. А остальные?

Участники тематического круглого стола на форуме "Развитие АПК" нарисовали картины физически невыносимого труда, безынтересные рабочие будни, рутинные обязанности без ощутимого результата и неуважение к целому ряду профессий. Все это, конечно, стереотипы, не имеющие отношения к реальности, однако они еще живы.

Председатель ассоциации "Народный фермер" Олег Сирота отмечает, что проблема острого дефицита кадров "встала в полный рост".

- Мы можем увеличить оборот на 20-30 процентов, если решить проблему с людьми, - подсчитывает он. - Однако нам по-прежнему требуются механизаторы, сварщики, операторы машинного доения, осеменаторы... Их просто нет.

Олег Сирота говорит, что нехватка специалистов ощущается не только на новых или расширяющихся производствах. И фермеры, и руководство агрохолдингов констатирует: отток из отрасли идет колоссальный. Многие люди уезжают в города, чтобы там давать образование своим детям и самим развиваться в более комфортных условиях.

Директор департамента развития сельских территорий Минсельхоза РФ Ксения Шевелкина подтверждает: многие готовы переквалифицироваться, чтобы изменить условия жизни.

- Человеку ведь важно и то, где он может развиваться как личность, где может развиваться его семья, - продолжает она. - Дороги, школы, детские сады и многое другое - это все имеет огромное значение для специалистов отрасли.

И хотя современные села уже не похожи на те, что были несколько десятилетий назад, жить в таких населенных пунктах стремятся не так много людей, как нужно современному агропромышленному комплексу.

В отрасли множество комфортных рабочих мест, но нужно научиться их продавать

Экспертное сообщество сошлось во мнении: важно совершенствовать сельскую инфраструктуру и выращивать будущие кадры, заботясь об их якорении на родной земле уже сейчас. Агроклассы, агрошколы, экскурсии на фермы и познавательные каникулы среди растений и животных, специализированные ссузы с возможностью щедро оплачиваемых стажировок на предприятиях-партнерах, карьерный рост и перспективы совершенствования для выпускников и молодых специалистов - все это уже работает. Так отчего же дефицит кадров усугубляется?

Директор Научного центра изучения проблем сельских территорий Мария Горячко отмечает: причина - в стереотипах о сельском хозяйстве. Они настолько сильны, что даже искренний интерес детей к отрасли не позволяет им развиваться в этом направлении.

- Показывать фермы и проводить экскурсии нужно не только для детей, но и для их родителей, - отмечает она. - Ведь кто родители современных детей? Это люди 1990-х. И что они помнят о сельском хозяйстве? Что работать там - значит коровам хвосты крутить.

Участники форума согласились, что этот миф нужно развенчивать, более того, те же агроклассы нуждаются в усовершенствовании.

Агро - это класс!

Профориентации и подготовке молодых специалистов посвятили большую часть круглого стола. Разговор то и дело сводился к тому, что ученикам важно преподавать точные науки более подробно, наглядно и интересно. Кроме того, важно отслеживать дальнейшие выборы школьников: Ксения Шевелкина констатирует, что далеко не все выпускники агроклассов и агрошкол выбирают потом отраслевые специальности в ссузах и вузах.

Олег Сирота добавляет: если после стажировок и оплачиваемой студенческой практики хоть один человек из 10 остается в компании - это хорошо. Он предупреждает и об ошибках самих работодателей. Как правило, все ждут сразу заинтересованного, знающего специалиста. Однако таковых катастрофически мало. Но, как отмечает эксперт, хорошего работника можно вырастить из того, кто совсем не подает надежд.

- У нас есть такая звездочка, - приводит он пример. - Парень - механик, класса с шестого было достижением вытащить его на тройки, но сейчас он лучший механик на предприятии. Конечно, есть мысли, что, если бы не мы, его жизнь пошла бы под откос. Но сейчас важно, что нам всем нужно обратить внимание на ребят из определенных семей. Они подрабатывают, где придется. И вот их нужно учить, уделять им внимание. Вот еще пример: трое подрабатывали на заправках. Какая там перспектива? Мы обратили внимание на них - и получились робототехники.

И Олег Сирота, и другие эксперты подчеркивают: так готовить кадры очень тяжело. Но вариантов мало.

Полет дрона и мысли

Эксперты подчеркнули: аграрное образование и работа в отрасли должны стать интересными и престижными. Руководитель центрального аппарата ассоциации "Народный фермер" Иван Мартьянов акцентировал внимание на том, что для этого важно уже с детства прививать такую мысль потенциальным работникам отрасли. Например, специалисты готовятся запустить тематическую фермерскую игру в "Майнкрафт". При этом все понимают: технологически сложная отрасль потребует от будущих аграриев не только увлеченности геймера. Мария Горячко отмечает: важно преподавать нужные в АПК предметы не только в сельских, но и в городских школах. При этом подготовку будущих студентов профильных вузов вести с прицелом на отличную учебу.

Впрочем, и этого мало. Директор специализированной Татановской агрошколы Тамбовской области Ольга Илларионова призывает вернуть в образовательные учреждения возможность школьников трудиться на земле и работать с сельскохозяйственной техникой.

- Это будет интересно детям, - уверена она. - Ведь сейчас такого нет, а на предприятиях такая система безопасности, что дети не могут попробовать ровным счетом ничего.

В самой школе уже после девятого класса дети имеют профессиональную подготовку - например, могут ухаживать за садом. Все нужные компетенции у них есть.

Живой интерес называет ключом к решению проблемы дефицита кадров и доктор педагогических наук, доцент профессор Липецкого государственного педагогического университета Вячеслав Тигров. Он рассказывает об опыте изобретательства для АПК в школах региона и подчеркивает: дети горды тем, что делают. И те, кто изобрел машину, разбрызгивающую удобрения на поля, и те, кто создал полезный дрон, продолжат созидать для АПК. Важно только, чтобы таланты нашли применение на конкретных предприятиях.

Помимо живого интереса к сельскому хозяйству, экспертное сообщество затронуло тему трудового образа жизни как такового. В зале прозвучали примеры, когда еще молодой и трудоспособный сотрудник стремится получить группу инвалидности и, несмотря на право работать, которое она дает, увольняется и остается дома. Представитель департамента развития сельских территорий Минсельхоза Егор Иванов назвал такие случаи нередкими: в отдельных регионах выплачиваемое пособие позволяет закрывать потребности таких селян. Они же подают пагубный пример подрастающему поколению.

- Складывается мнение, что в сельском хозяйстве исключительно тяжелый труд, - отметил Егор Иванов. - Однако в целом мы понимаем, что в отрасли множество комфортных рабочих мест, но нам нужно научиться их продавать.