Разговоры о важном: как объяснить ребенку значение праздника Победы
В День Победы принято вспоминать подвиг участников Великой Отечественной войны. Это хорошая традиция, которая не дает забыть историю родной страны и сближает семьи общим историческим прошлым. Но порой родителям бывает непросто объяснить детям важность Победы. Психолог семейного центра «Отрадное» Дания Алимова рассказала, как поговорить об этой памятной дате с ребенком.
Иногда мамы и папы в беседах с детьми избегают тем о войне, опасаясь, что для них это будет сложным разговором. Однако взрослые должны помнить: чем больше запретных тем мы выстраиваем вокруг детей, тем выше вероятность увеличения тревожности и проявления у них страхов.
Как подготовиться к такому разговору?
Чтобы говорить с ребенком о Дне Победы, важно для начала разобраться со своими чувствами и переживаниями по этому поводу. Взрослый должен быть эмоционально устойчивым. Если же вы сами не готовы к такой беседе, а ребенок проявляет к теме интерес, постарайтесь все же удовлетворить его любопытство. Можно попросить о такой беседе других членов семьи. В любом случае пусть дети услышат правду о мире, войне и трудностях, которые встречаются в жизни людей, от своего близкого человека.
Как говорить с детьми о войне и победе
Просто, понятно, честно и спокойно. Беседуя о войне с детьми любого возраста, отвечайте на все возникшие у юных слушателей вопросы. Даже если вы не знаете ответа — не страшно, всю нужную информацию можно найти в дополнительных источниках.
Избегайте слишком резких высказываний. Лучше сдержанно оперировать фактами и по возможности не давать оценок и не навешивать ярлыков.
С дошкольниками в возрасте от 5 до 8 лет нужно говорить максимально просто. Стоит обсуждать не концлагеря и блокаду, а только победу, парад, салют: «Когда твой прадедушка был таким же маленьким, как ты сейчас, на нашу страну напали злые люди — фашисты. Хотели отобрать поля, леса, реки, города, дома, а всех жителей выгнать. Наши солдаты встали на защиту Родины. 9 мая 1945 года они победили, и мы теперь отмечаем этот день и говорим спасибо нашим защитникам за мир».
Можно закрепить беседу творческими работами: раскрасить флаг, сделать коллаж, нарисовать праздничный салют.
Школьникам в возрасте от 9 до 12 лет можно изложить более развернутый вариант событий. Сопровождайте беседу о войне и Дне Победы пояснениями, почему тогда у нашей страны был другой флаг, кто с кем воевал, кто победил и чего это стоило. Вместе прочитайте книгу, посмотрите художественный фильм, сходите в музей. Важно обсудить что такое минута молчания, почему Вечный огонь так называют, что такое «Бессмертный полк», зачем нужен парад. Также необходимо проговорить как носить георгиевскую ленту — только на груди в районе сердца, нельзя повязывать на руку, вплетать в волосы, закреплять на ручке сумки, на автомобиле.
Со школьниками от 13 лет и старше имеет смысл обсуждать исторические, экономические и геополитические стороны войны, разные способы ее художественного осмысления. Поговорите о военных профессиях: моряки, летчики, связисты, медицинские работники. Уделите внимание тем, кто остался в тылу, городам-героям, жители которых проявили особое мужество. Можно вместе посмотреть документальные фильмы, послушать лекции, подкасты. В подростковом возрасте детям возможно захочется узнать об отношениях в семье во время войны, что помогало им сохранять чувства через годы и расстояния.
— Расскажите детям о том, как все было, через призму жизни отдельно взятого человека. Война так или иначе затронула все семьи в нашей стране. У каждого из нас есть в роду те, кто воевал или трудился в тылу, и память о них передается из поколения в поколение. Именно об этом и стоит говорить с ребенком, — отметила Дания Алимова, психолог семейного центра «Отрадное».
В патриотическом воспитании подрастающего поколения помогает и столичная соцзащита. В начале 2024 года Центр содействия семейному воспитанию имени Ю.В. Никулина запустил общегородскую патриотическую акцию «Учусь у героев Отчизну беречь!». За это время она объединила более тысячи детей из 30 учреждений — центров для детей-сирот, семейных и особых семейных центров, а также «серебряных» наставников ребят из центров московского долголетия.
— С января по май мы писали эссе и стихотворения, проводили вахты и десанты памяти, ездили на экскурсии в музеи Москвы и Московской области, готовили выставки инсталляций и плакатов. Это было очень увлекательно для меня и моих друзей, — рассказала воспитанница Центра имени Ю.В. Никулина Елизавета.
Участие в акции позволило детям еще глубже погрузиться в историю России, вспомнить знаковые события, лучше понять особый смысл празднования Дня Победы.
— Объяснить детям значение Великой Победы — это не просто линейная передача исторических знаний. В первую очередь, это формирование патриотического сознания ребенка, воспитание в нем уважения к героям — защитникам Отечества. Задача взрослых — дать юному гражданину возможность ощутить себя частью своей страны и понять, что он тоже несет ответственность за ее прошлое, настоящее и будущее, — поделился Дмитрий Краснов, председатель правления автономной некоммерческой организации «Поколение победителей».