Ольга Казакова: Молодых учителей из школы гонит бюрократическая волокита
Меньше месяца остается до старта основного периода Единого госэкзамена. Как будут сдавать его в новых регионах? На что обратить внимание тем, кто решится на пересдачу? Из-за чего молодые педагоги неохотно идут в школы? На вопросы "Российской газеты" отвечает председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.
Ольга Михайловна, в этом году выпускники из новых регионов снова смогут сдавать ЕГЭ и ОГЭ по желанию. Как долго будет еще действовать такая схема?
Ольга Казакова: До 2026 года точно, это законодательно закреплено. Кроме того, сейчас, как и в прошлом году, эта норма действует и для ребят из приграничных регионов, таких как, например, Белгородская область. Регионы уже определили школы, выпускники которых смогут выбрать: сдавать ЕГЭ или проходить аттестацию на основе итоговых оценок. Это, без сомнения, важный момент: ребята долгое время находятся на дистанционной форме обучения из-за обстрелов киевским режимом гражданских объектов. Поэтому здесь сложились объективные условия для того, чтобы предоставить выпускникам выбор.
А сколько все же выбирают ЕГЭ, верят в свои силы?
Ольга Казакова: В прошлом году от сдачи Единого отказались всего около 5 процентов выпускников приграничных регионов. В основном все равно выбирают ЕГЭ, планируя подавать потом документы в несколько вузов. Что касается школьников из новых территорий, то сначала, наоборот, лишь 6-7 процентов выбирали формат Единого. Это понятно: был переходный период, дети были не готовы. Собственно, поэтому мы и сохраняем такой режим еще на два года.
В этом году впервые появится возможность пересдать ЕГЭ летом. Все ли готово?
Ольга Казакова: Подготовка к тому, чтобы пересдачи прошли как положено, чтобы всем было комфортно, началась сразу после того, как поручение было озвучено в Послании президента Федеральному Собранию. Сейчас все готово. Определены дни - 4 и 5 июля, сформированы комиссии, которые будут работать в эти дополнительные дни. Это те же самые педагоги и эксперты, которые будут работать в пунктах проведения экзаменов в основные сроки, так что никаких сложностей не возникнет.
Работу на пересдачах учителям оплатят?
Ольга Казакова: Обязательно. У нас законом закреплено, что все педагоги, которые участвуют в организации и проведении Единого госэкзамена, получают оплату. Это полномочия субъектов. Все на контроле у Рособрнадзора. Если где-то возникнут вопросы, подключимся и исправим ситуацию.
Что важно помнить выпускникам, которые решатся на пересдачу?
Ольга Казакова: Главное - вовремя написать заявление о том, что вы хотите пересдать. Как только узнаете свои результаты и решаете, что их недостаточно - пишете заявление и подаете его в государственную экзаменационную комиссию. Она обычно находится в одной из школ. Направить заявление нужно максимум за 6 и минимум за 2 рабочих дня до даты повторной сдачи экзамена. Так как в этом году абитуриенты получат результаты экзаменов уже к 25 июня, то в запасе будет несколько дней, чтобы, например, на "семейном совете" все обсудить. В любом случае заявление о пересдаче лучше отдать до 1 июля включительно.
Всех мучает вопрос, почему после пересдачи в зачет пойдет только последний результат. Почему нельзя выбрать наилучший из двух?
Ольга Казакова: В заявлении на пересдачу выпускник сразу пишет, что не согласен с выставленными баллами, отказывается от них и поэтому идет на пересдачу. Здесь не должно быть двойного прочтения. Это не "угадайка". Хочу отметить: пересдача - осознанный выбор человека, который точно знает, что он не показал максимально возможный для себя результат из-за напряжения, волнения или каких-то обстоятельств. Я ведь знаю, как это бывает, говорила не раз с ребятами после экзаменов. Вот они выходят из аудитории - уже выбрали, куда поступать, - и анализируют: неправильно распределил время, начал перескакивать с задания на задание... Пересдачи нужны для тех, кто подходит к этому осознанно.
Основной этап ЕГЭ стартует 23 мая. На что сейчас нужно обратить особое внимание выпускникам?
Ольга Казакова: Помнить, что экзамен и подготовка к нему - это всегда стресс. И этот стресс не нужно умножать. Особенно это касается родителей. Нужно помнить о том, что дети готовились, они, как говорится, "в материале". Часто дети сами говорят, что волнуются больше родители. Психологи отмечают, что в этот момент школьникам просто нужна теплая поддержка, чтобы они знали, что их любят и в них верят.
После получения результатов у абитуриентов будет несколько дней, чтобы принять решение о пересдаче. Заявление лучше отдать до 1 июля включительно
Все поступят, получат профессию и точно состоятся в жизни - настрой должен быть только такой. И по прошествии лет вряд ли кто спросит: "ты математику сдал на 88 или 86 баллов?". Давайте все-таки помнить: это наши любимые родные дети, а не "любимые родные баллы".
И кстати, возможность пересдачи - это очень большая поддержка для детей, это снижает стресс. Они идут на экзамен, зная: есть "второй шанс". Это не значит, что можно расслабиться, но это значит, что у тебя есть на что опереться.
Сегодня молодые педагоги часто говорят о том, что в школе им не хватает поддержки. В том числе поэтому многие неохотно идут в школы. Есть выход?
Ольга Казакова: То, о чем вы говорите, я испытала сама, когда в 18 лет пришла работать в детский сад, а потом, через 4 года - в школу. Это первая встреча не просто со взрослым коллективом. Это часто в принципе твой первый рабочий коллектив, первые трудовые отношения. В вузе нас готовят к профессии, а не к особым отношениям, которые складываются в рабочем коллективе. Кроме того, в образовании много изменений: новые предметы, новые задачи. Поэтому нужно помогать. Нужны наставники для молодых учителей. Есть классный руководитель, который по идее на постоянной связи с детьми и родителями. Почему бы не сделать такое же наставничество для молодых педагогов?
Кого видите в роли такого наставника?
Ольга Казакова: Безусловно, это должен быть человек с большим опытом, с желанием работать с молодыми. Который бы не просто давал советы, хотя это тоже очень ценно, а вел бы по профессии в первый год в школе. Я говорю о настоящей работе: посещение уроков, коллективный или индивидуальный разбор занятий, обсуждение сложных ситуаций и постоянное консультирование, сопровождение. Сейчас в комитете разрабатываем такую инициативу. Нужно определить правила работы, график, обязанности, дополнительные выплаты за наставничество. Таким образом мы бы сохранили молодежь, которая иногда принимает решение уйти из школы только потому, что не сложилось в коллективе или не хватает каких-то прикладных знаний.
А что еще "гонит" молодежь из школы?
Ольга Казакова: Если говорить о том, что гонит, то это бюрократическая волокита - бумаги, отчеты, таблички. И с этим мы, как законодатели, боремся. Закон принят. Но работы в этом направлении еще много. И второе, что "гонит", это, конечно, проблемы взаимоотношений, непонимание с родителями. Для молодых, начинающих педагогов это большое испытание. Еще нет ни жизненного опыта, ни профессионального. Отношения между людьми - это ведь самое сложное в жизни. А тут взрослые, дети, эмоции, волнения. Уметь все сразу невозможно. И здесь нужна крепкая поддержка - и со стороны руководящего звена, и со стороны общества.
Ключевой вопрос
С 1 сентября 2024 года в школах появятся уроки труда. Для уроков нужны мастерские, кухни, оборудование. Все это уже "едет" в школы?
Ольга Казакова: Мы уже знаем, какие модули нового предмета "Труд (Технология)" будут обязательными, а какие - по выбору учебного заведения. Обязательными станут "Производство и технологии", "Технологии обработки материалов и пищевых продуктов", "Компьютерная графика. Черчение", "Робототехника" и "3D-моделирование, прототипирование, макетирование". На выбор - "Автоматизированные системы", "Животноводство", "Растениеводство". Например, школы, где есть свои сады, огороды, смогут выбрать модуль "Растениеводство".
Но, конечно, должны быть и мастерские, и кабинеты домоводства, где будут учиться готовить, шить, обрабатывать дерево, металл - словом, получать все основные навыки, которые точно пригодятся в жизни.
В поручениях президента по итогам Послания Федеральному Собранию есть отдельный пункт, посвященный именно этому. Запланировать мероприятия по оснащению кабинетов для уроков труда поручено в рамках нового нацпроекта "Молодежь и дети". Срок - как раз до 1 сентября 2024 года.
Схема такая: минпросвещения формирует программу, которую утверждает минюст. Потом по этой программе создается перечень оборудования, которое необходимо для обязательных модулей.
Будем мониторить ситуацию. Есть школы, и их, кстати, немало, где сохранены и мастерские, и плиты, и инструмент.
Где-то это утеряно совсем, и нужно все создавать заново - выделять кабинеты, искать пространства. И, конечно, у нас должны появиться педагоги, которые смогут этот предмет преподавать и для мальчиков, и для девочек. Для этого летом будут открыты курсы, учителя смогут пройти переобучение.
Должны быть и мастерские, и кабинеты домоводства, где дети будут учиться готовить, шить, обрабатывать дерево, металл - словом, получать все основные навыки, которые точно пригодятся в жизни. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
Между тем
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев ответит на самые острые вопросы о ЕГЭ и ОГЭ на "горячей линии", которая пройдет 20 мая. Начало - в 11 часов по московскому времени. Трансляция будет вестись в прямом эфире в сообществе Рособрнадзора в соцсети "ВКонтакте". Уже сейчас в сообщество можно направлять свои вопросы. Также они принимаются по электронной почте: ege2024@obrnadzor.gov.ru.