IQ (от англ. intelligence quotient, «айкью», «коэффициент интеллекта») — уровень интеллекта человека по отношению к среднестатистическому показателю для его возраста. IQ измеряют тестами, а результат выражается в цифрах. Его используют для оценки мыслительных способностей человека, однако он не способен учесть все особенности развития и измерить потенциал человека.
Проще говоря, проходя тест на IQ, человек соотносит свои умственные способности со средним показателем, полученным от других людей в его биологическом возрасте.
Средним уровнем интеллекта считается показатель в 100 баллов с отклонением на 15 пунктов в положительную или отрицательную сторону.
Если взять случайную группу людей и дать им пройти тест на IQ, примерно у 68% человек будет результат в пределах 85–115 баллов.
Показатели IQ в 130–140 баллов считаются уровнем интеллекта выше среднего, а результат более 140 баллов считается очень высоким.
Айкью выше 140–150 баллов встречается у выдающихся учёных, писателей, музыкантов. IQ ниже 70 расценивается как умственная отсталость.
IQ лауреата Нобелевской премии по физике Альберта Эйнштейна современные учёные оценили не менее чем в 160 баллов. Примерно тот же уровень умственных способностей показывал бизнесмен Билл Гейтс, хотя также никогда не проходил тесты на IQ. В пределах 160–190 баллов оценивают интеллект Стивена Хокинга, Исаака Ньютона, Леонардо да Винчи.
Родившийся в 1999 году вундеркинд из Малайзии Эйнан Коули по тестам на IQ обогнал многих именитых учёных. Он набирал 250–265 баллов. В 8 лет Коули уже учился в политехническом институте, а сейчас строит музыкальную карьеру.
Из женщин в Книгу рекордов Гиннесса за самый высокий уровень IQ в 1986 году попала американка Мэрилин вос Савант. В 10-летнем возрасте её результат составлял 228 баллов.
В настоящее время существуют разные тесты на определение уровня IQ. В России чаще всего используют опросники немецко-британского психолога Ганса Айзенка в адаптации советского психолога Фёдора Горбова. У теста Айзенка есть восемь разных вариантов.
Ещё один популярный тест — шкала интеллекта Векслера, которую создал Дэвид Векслер, американский психолог и психиатр. Причём их две, для взрослых и детей.
Подобные тесты создавали французский психолог Альфред Бине (шкала Стэнфорда — Бине), немецкий психолог Рудольф Амтхауэр, британский психолог Джон Рэйвен и другие.
Обычно тесты на интеллект состоят из заданий нарастающей сложности.
Среди них есть задания на логическое и пространственное мышление, на память, арифметические упражнения, задания на поиск аналогий, закономерностей, изменений.
Задания в тестах могут делиться на те, что определяют способности вербальные (ответы на вопросы) и невербальные (задания по типу: собрать пазл, выбрать нужное изображение).
Тесты на IQ не оценивают такие факторы, которые можно приобрести в течение жизни, — например, эрудированность.
Как пройти тест на IQ
Есть ряд советов для получения высокого результата. Например, можно сначала отвечать на самые простые вопросы, пропуская сложные, а затем вернуться к решению невыполненных заданий. Так можно сэкономить ограниченное время и «раскачать» мозг.
Не рекомендуют проходить тест в состоянии нездоровья, невыспавшимся, голодным, то есть необходимо снизить число отвлекающих факторов. Это должно помочь получить более высокий балл.
Попытки измерить способности человека учёные предпринимали с древних времён, пытаясь определить границы возможностей человека и наследственные особенности людей.
В начале XX века во Франции решили разделить учеников на одарённых, способных и тех, кому нужна помощь в обучении. В этом помогли методики французских психологов Альфреда Бине и Теодора Симона. Они создали тест из 30 различных заданий для диагностики умственного развития детей. Задания подобрали так, чтобы их могли выполнить 75% детей в возрасте от 3 до 13 лет с нормальным развитием.
Концепцию IQ и сам термин выдвинул немецкий психолог Уильям Штерн в 1912 году. Именно он доработал тест Бине так, чтобы тот показывал соотношение интеллектуального возраста к биологическому.
В 1915 году стэнфордский психолог Льюис Терман улучшил тест Бине, и он получил новое название — «тест Стэнфорд — Бине». Именно его и практиковали в первой половине XX века.
В США во время Первой мировой войны тесты на IQ использовали для распределения новобранцев и отбора на офицерские курсы. У американцев в одном из штатов даже был закон, позволяющий принудительно стерилизовать людей с низкими результатами.
В нацистской Германии была программа ликвидации детей с низким IQ, психическими отклонениями и наследственными болезнями. С помощью эвтаназии в 1939–1945 годах умертвили свыше 5000 детей, причём многих отбирали у родителей без их согласия и обманывали тем, что ребёнка якобы увозят на лечение.
В середине XX века психологи пытались использовать IQ-тесты Айзенка для оценки других вещей — в частности, для диагностики психических отклонений. Но позднее такие исследования признали непригодными.
В 1995 году психолог и психиатр Дэвид Векслер улучшил методику теста, добавив в неё невербальный компонент. Это стало прорывом — так тест могли проходить носители любого языка.
Тесты Векслера применяют в России для выявления наличия умственной отсталости, задержки развития и диагностики аутизма в рамках прохождения психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и медико-социальных экспертиз (МСЭ).
Хорошие результаты тестов на IQ иногда учитывают при приёме на работу. Например, создатель соцсети «ВКонтакте» и мессенджера Telegram Павел Дуров искал себе личного помощника с высоким результатом теста на интеллект.
В целом уровень IQ коррелирует с другими стандартными тестами, использующимися для поступления в вузы.
Например, чем выше уровень IQ у американского студента, тем выше его результат SAT — теста для оценки академической подготовки и способностей (аналог российского ЕГЭ).
В России тоже не раз звучали предложения проверять абитуриентов на IQ перед поступлением и даже заменить этими тестами ЕГЭ, но реальных подвижек к этому нет.
Ни одно из проведённых исследований точно не доказало прямого влияния того или иного фактора на показатель IQ. Например, многие специалисты пытались найти взаимосвязь IQ и пола, но достоверно её так и не обнаружили.
Считается, что у детей, чьи родители обладают высоким уровнем интеллекта, более высокие шансы на такой же хороший уровень, чем у тех, кто растёт в семье «середнячков» или людей с низким уровнем.
Генетика определяет IQ на 50–60%, а остальное зависит от окружающей среды — того, в каких условиях ребёнок растёт и воспитывается (насколько они благоприятны), какой у него доступ к образованию, нормальному питанию и т. д.
Грубо говоря, если разлучить близнецов при рождении и вырастить одного в семье, а другого в детском доме, одного искренне любить, а второго подвергать травле и насилию, то, вероятнее всего, будет более высокий уровень IQ у того, кто вырос в любви и заботе.
Также ряд исследований выявлял взаимосвязь между средним уровнем IQ людей и экономической развитостью страны, уровнем преступности в ней, развитием демократии — другими словами, чем лучше жили люди, тем лучше они мыслили. Об этом даже есть целая книга «IQ и богатство народов», которую написали ирландский и финский психологи Ричард Линн и Тату Ванханен.
Бухгалтеры, юристы, инженеры имеют более высокий средний IQ, чем, например, представители рабочих профессий — курьеры, водители, шахтёры. Но выбор места работы — это, возможно, следствие уровня развития интеллекта.
Интересно, что образование, тренировка памяти, решение задачек и развитие прочих навыков не оказывает влияния на уровень IQ в целом. То есть всё это влияет на «программное обеспечение», а не «аппаратную часть» мозга.
Считается, что тесты на IQ имеют высокую погрешность. Один и тот же человек в разное время может получить разный результат.
Тесты не могут учесть все индивидуальные особенности и факторы.
Итоговый результат может значительно отличаться в зависимости от уровня усталости человека, его заболеваний, времени дня, условий тестирования и даже общения с тем, кто проводит измерение.
Так что этот показатель не стоит воспринимать слишком серьёзно, как нечто непоколебимое.
Люди с низким IQ далеко не всегда умственно отсталы. Например, известный американец Ким Пик имел физические отклонения, а его IQ был всего 87. При этом у него была феноменальная память — он запоминал до 98% однажды увиденной, услышанной или прочитанной информации. И с возрастом его способности росли.
Израильско-американский психолог Даниэль Канеман в своей книге «Думай медленно… решай быстро» утверждал, что человеческий интеллект подвержен когнитивным искажениям, из-за которых люди допускают ошибки в суждениях. Есть люди, которые думают быстро и интуитивно, а другие — долго и энергозатратно, но это вовсе не значит, что одни умнее других. И тесты IQ не улавливают таких различий, ведь они ограничены по времени.
Более того, современные данные говорят о том, что люди с более высоким уровнем интеллекта думают медленнее.
Из Книги рекордов Гиннесса достижения на самый высокий IQ исключили как раз из-за субъективности самих тестов и человеческого восприятия.
Математик Виктор Васильев получал низкие результаты в тестах Айзенка и впоследствии исследовал представленные в них логические и геометрические задачи. Он обнаружил в них ряд ошибок и некорректных формулировок. В своих решениях Васильев использовал математическую логику, в то время как, с точки зрения среднего человека, использующего бытовую теорию вероятностей, задания могут казаться вполне корректными.
IQ-тесты периодически перекалибровываются, и новые поколения набирают неизменно более высокие баллы по старым тестам, чем предыдущие.
Кроме того, опросники не всегда удаётся точно перевести на другой язык, поэтому не все методики одинаково работают в разных странах.
Некоторые исследователи считают, что измерение IQ морально устарело (по крайней мере, ранние тесты вроде тестов Айзенка).
Есть сведения, что успех в жизни достигается больше за счёт эмоционального интеллекта (EQ), в который входят способности к самопознанию, самоконтролю, уровень эмпатии, коммуникативные навыки. Некоторые данные свидетельствуют о том, что успешность руководителя на 80% зависит от EQ и лишь на 20% от IQ.
В 2004 году физик и космолог Стивен Хокинг в интервью для газеты The New York Times на вопрос об уровне IQ ответил: «Понятия не имею. Люди, хвастающиеся своим IQ, — неудачники».
Английские специалисты изучали коэффициент IQ у болевших COVID-19, и выяснили, что эта болезнь снижает когнитивные способности — вероятно, временно. В зависимости от длительности болезни и тяжести её протекания люди теряли по 3–9 баллов в тестах. У однояйцевых близнецов уровень IQ выше, чем у обычных братьев и сестёр. Средний уровень IQ в России составляет 96,29 балла. А рекордсмен по этому показателю — Япония со 106,48 балла.
Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.