В Минпросвещения рассказали, как будут учить школьников управлять беспилотниками

С нового учебного года в России запустят образовательные программы по разработке, производству и эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС). Изучать новую науку будут в специализированных классах или кружках при более чем 500 школах, а также в центрах практической подготовки 30 колледжей. Для этого уже сейчас готовят более 2,5 тысячи преподавателей, рассказали «Парламентской газете» в Минпросвещения.

В Минпросвещения рассказали, как будут учить школьников управлять беспилотниками
© Парламентская газета

Миллион специалистов БАС к 2030 году

В России к 2030 году подготовят около миллиона специалистов по беспилотным летательным аппаратам. Такую цифру в апреле этого года на совещании президента с членами кабмина назвал глава Минобрнауки Валерий Фальков.

Учить разрабатывать, производить и эксплуатировать беспилотники массово начнут уже с 1 сентября этого года и сразу со школьной скамьи. Такие программы введут в 523 школах и 30 центрах практической подготовки колледжей — участниках пилотного проекта по подготовке кадров для беспилотной авиации.

Все заведения, участвующие в проекте, оснастят учебными беспилотниками. Также при школах и колледжах оборудуют площадки для тренировочных полетов. Кроме того, до начала уже этого учебного года планируют подготовить более 2,5 тысячи педагогов по БАС.

Новые кадры для школ и колледжей

Начать разработку отечественных беспилотников, их серийное производство, а также создание инфраструктуры для БАС — аэродромов, вертодромов и дронопортов — предписывает нацпроект «Беспилотные авиационные системы», который запустили с этого года.

Одно из его направлений — федеральный проект «Кадры», в рамках которого в 2024 году обучение и переподготовку пройдут более 2450 педагогов школ и колледжей, рассказали «Парламентской газете» в Минпросвещения.

Получить новую специальность могут педагоги из субъектов — участников пилотного проекта. Также обновить свои знания могут преподаватели, которые уже ведут «Аэронавигацию и эксплуатацию авиационной и ракетно-космической техники» в колледжах, или кружки и секции дополнительного образования по БАС в школах.

78 часов на теорию и 190 часов на практику

Как именно будут учить и переучивать педагогов на специалистов по БАС, Минпросвещения решало вместе с Федерацией гонок дронов (беспилотных воздушных судов) России и Центром военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания молодежи «ВОИН».

Весь курс рассчитан на 268 академических часов, уточнили в Минпросвещения. Из них на теорию отдадут 78 часов, а на практику, в том числе летную, — 190.

«В настоящее время субъектами поданы списки слушателей в объеме более 2600 человек, которые зачислены на обучение, — уточнили в ведомстве. — Теоретическая часть обучения началась единовременно для всех слушателей 20 марта 2024 года».

Отрабатывать полученные навыки на практике учителя будут в Калужской, Ульяновской, Свердловской областях, Чеченской Республике, Республике Татарстан и Хабаровском крае — на базе специально оборудованных площадок. Первый поток заедет туда с 13 мая по 8 июня, второй — с 16 сентября по 11 ноября 2024 года.

Чему научат на пути к дронопорту

По итогам обучения педагоги получат квалификацию «Педагог дополнительного образования в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем».

«Это позволит преподавателям работать с детьми и молодежью в рамках специализированных классов или кружков и площадок практической подготовки и обеспечить интеграцию БАС в программы общего и среднего профессионального образования, проводить мероприятия по популяризации сферы БАС, вести консультирование учащихся и их родителей по вопросам дальнейшей профессионализации в области и ориентировать на дальнейшее получение образования в интересующей сфере», — сообщили в Минпросвещения.

Сами занятия начнутся на базе открываемых в 2024 году специализированных кружков в 523 школах и 30 колледжах — центрах практической подготовки уже с 1 сентября, напомнили в ведомстве.

Где применить полученные знания

Беспилотные авиационные системы уже сейчас активно используются в разных секторах экономики: сельском хозяйстве, строительстве, энергетике, туризме, отметила член комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова.

«Оператор БПЛА сможет найти работу в военных структурах, частных компаниях и коммерческих организациях, занимающихся промышленностью, торговлей, научно-исследовательской работой. Операторы могут работать на себя, снимая свадьбы, концерты, сотрудничая с киностудиями, рекламными агентствами и другими компаниями, которым необходимы качественные фотоснимки и видеозаписи», — сказала депутат «Парламентской газете».

Главная задача новой образовательной программы — познакомить учителей информатики и преподавателей кванториумов с новым направлением российского образования и помочь им сделать первый шаг к запуску школьных кружков по тематике БАС, отметила Тутова: «БАС будет развиваться по пути IT и, уверена, займет лидирующие позиции среди направлений школьных кружков и дополнительного образования».

Кратный рост производства

Как сообщал в конце 2022 года зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов, Россия на тот момент производила только два процента беспилотных летательных аппаратов в мире. При этом, по его словам, объем мирового рынка беспилотников тогда достигал 30 миллиардов долларов. А к 2027 году его планировали увеличить в два раза.

По данным первого вице-премьер РФ Андрея Белоусова, в 2023 году производителями беспилотных авиасистем были порядка 70 российских компаний, из них около 20 крупных. В 2024 году они планировали произвести около 18 тысяч крупных и средних дронов.

А по данным министра обороны Сергея Шойгу в феврале 2024 года, Россия стала производить беспилотников в 17 раз больше по сравнению с годом ранее.