В России прогнозируется постепенный рост рождаемости
Рождаемость в России начнет расти в 2033-2035 годах, когда девушки, родившиеся в 2007-2008 годах, достигнут наиболее активного репродуктивного возраста и начнут создавать семьи, рассчитали эксперты. Но эти естественные тренды придется поддержать социальными мерами.
Если сохранится неизменной возрастная модель рождаемости, то начало роста числа рождений можно ожидать к 2033-2035 годам, рассказала "РГ" старший научный сотрудник Международной лаборатории исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ Елена Чурилова. Этот период повышения числа родившихся детей будет длиться около 10-15 лет, то есть примерно до 2045 года. Все это время рожать детей будут женщины из многочисленных поколений 2007-2016 годов, поясняет она.
"Говорить о конкретных значениях суммарного коэффициента рождаемости (СКР) весьма сложно, так как этот показатель весьма чувствителен к любым изменениям календаря рождений - будь то откладывание деторождений или сокращение интервалов между рождениями разных очередностей", - отмечает она и подчеркивает, что рождаемость в стране останется низкой. Наиболее вероятные значения СКР для периода 2030-2045 годов лежат в интервале 1,55-1,7 рождений на женщину, отметила Чурилова.
С ней согласна завлабораторией исследований демографии, миграции и рынка труда ИНСАП РАНХиГС Алла Макаренцева, которая полагает, что в течение 20 лет коэффициент рождаемости в России будет колебаться в диапазоне от 1,4 до 1,8.
Правда, по ее мнению, рождаемость в стране начнет расти раньше - с 2028 года. "Росстат прогнозирует начало роста рождаемости с 2028 года. Этот показатель тесно связан с численностью когорт женщин в активных репродуктивных возрастах, а в настоящее время они малочисленны. Слабый постепенный рост суммарного коэффициента рождаемости прогнозируется уже с этого года", - сообщила она "РГ".
На модель поведения женщин можно повлиять, чтобы приблизить рост рождаемости, например, можно было бы начать стимулировать женщин из многочисленных поколений 1985-1989 годов на рождение третьего ребенка. Для этого, по мнению Чуриловой, можно было бы ввести существенные единоразовые выплаты при рождении третьего ребенка. "Очевидно, что существующая мера по погашению 450 тыс. рублей ипотечного долга затрагивает и тем более мотивирует крайне ограниченную группу женщин", - считает она.
Но не нужно стимулировать рождаемость в годы, когда в активных репродуктивных возрастах от 20 до 30 лет находятся многочисленные поколения женщин. Это только усугубит проблему демографической волны, а не сгладит ее, продолжает она.
Сейчас в России и других развитых странах доминирует норма двухдетной семьи. Для повышения рождаемости до уровня, близкого к простому воспроизводству, требуется, чтобы в обществе установилась норма трехдетной семьи", - продолжала она. Но переориентация семей на трехдетность потребует длительного времени, а главное, создания соответствующей инфраструктуры, принятия мер, помогающих женщинам сочетать работу и заботу о детях, указывает Чурилова. Сейчас женщины с высоким уровнем образования и проживающие в городах не могут позволить себе рождение больше чем 1-2 детей, так как совмещают работу и материнство, хотят дать детям хорошее образование. Им физически тяжело и работать, и успевать отводить детей в школу, на дополнительные кружки и секции.
По мнению экспертов, перейти к сценарию нормы два - три рождения будет возможно в случае принятия как материальных мер поддержки для таких семей (например, пособия на третьих детей будут выплачиваться без учета нуждаемости, что будет противодействовать бедности), так и мер поддержки сочетания работы и родительства (возможность трудоустройства для матерей на неполный рабочий день, гибкий график работы, доступный детский летний отдых, организация кружков и секций на базе детских садов и школ).
Для повышения рождаемости нужно обеспечивать комплексную поддержку семьям с детьми, стремясь удовлетворять потребности разных типов семей - тех, в которых оба родителя стремятся работать, и тех, которые выбирают модель с одним работающим взрослым; тех, кто желает иметь детей как можно раньше, и тех, кто предпочел вступить в материнство в зрелом возрасте, указывает Макаренцева.