Ректор УГНТУ Олег Баулин: Результаты ЕГЭ - не показатель успешности

Многие абитуриенты мечтают сдать единый госэкзамен на 100 баллов, чтобы поступить на бюджет. Но высший результат по ЕГЭ не гарантирует успешного обучения в вузе, считает ректор Уфимского государственного нефтяного технического университета Олег Баулин. На "деловом завтраке" в "РГ" он рассказал, почему даже высокобалльников иногда исключают из университетов и какие новые модели обучения сегодня внедряются.

Ректор УГНТУ Олег Баулин: Результаты ЕГЭ - не показатель успешности
© Российская Газета

Олег Александрович, начинается самая горячая пора госэкзаменов. Но вы часто повторяете, что результаты ЕГЭ - это не главное. А что главное?

Олег Баулин: Я по-прежнему уверен, что результаты единого госэкзамена - это не показатель успешности. Отличное знание одного предмета не поможет закрыть сессию.

Даже олимпиадники, поступающие без вступительных испытаний, не всегда доучиваются, иногда вынужденно берут академические отпуска. Ведь подготовка, к примеру, такого специалиста, как буровик, предполагает изучение физики, химии, черчения и других предметов. К тому же подготовка по инженерной специальности включает и гуманитарный блок.

Как вы думаете, у поступивших по какому ЕГЭ самый низкий процент отчисления? Удивительно, но у ребят, сдававших географию, - чуть более 3%. Среди тех, кто сдавал в приемную комиссию результаты экзамена по химии, - около 8% отчисленных, а по информатике - 15%. Уточню, что результаты ЕГЭ по географии у нас принимают на нефтегазовых и экономических специальностях.

Анализ многолетней практики также показывает, что процент отчисления у детей, сдавших ЕГЭ на 180 баллов, почти такой же, как у поступивших с более низкими баллами. А среди студентов с 200, 240 или 270 баллами уже нет принципиальной разницы. Поэтому мы очень спокойно относимся к результатам единого госэкзамена. Это действительно не самое главное. Важнее - целеустремленность ребенка, чтобы он пришел с осознанием того, кем и где будет работать. УГНТУ ориентирован на абитуриентов с повышенными академическими запросами и активной жизненной позицией. Ведь годы, проведенные в наших стенах, - это не только обучение своей будущей профессии, но и активная всесторонняя студенческая жизнь. Представители династий отлично знают, что нефтяник - трудная и ответственная работа, а не только большая зарплата.

Многие ребята предпочитают вузу колледж. Как вы считаете, это объективная необходимость?

Олег Баулин: Все индивидуально. В этом вопросе надо прислушаться к мнению ребенка в первую очередь. Для кого-то колледж - ступень перед получением высшего образования, а кто-то на этом может и остановиться. В то же время сегодня у крупных компаний есть большой запрос на рабочих. Если для подготовки специалистов вузу требуется от четырех до шести лет, то по программе среднего профобразования все можно сделать быстрее. Именно поэтому наш университет также открыл несколько программ СПО. Как правило, это десятимесячные курсы по узкой профессиональной деятельности. На них поступают ребята, которые боятся сдавать ЕГЭ либо не справились с ним, а также те, кого неправильно сориентировали при выборе предмета, необходимого для поступления. Так, ежегодно сотни детей приносят нам результаты по математике базового, а не профильного уровня. И мы вынуждены отказать им в приеме.

Сейчас законодательство в области образования стало более либеральным. Если раньше на некоторые специальности обязательно требовали результаты ЕГЭ либо по физике, либо по химии, то теперь есть альтернатива. И при этом растет количество бюджетных мест. В нынешнем году только на очную форму обучения их число увеличилось почти на 100 на программы бакалавриата и специалитета и более чем на 100 - магистратуры. Так что поступить на бесплатную форму обучения в университет вполне реально. К тому же наши студенты с преподавателями разработали онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ по математике и физике, которые есть в бесплатном доступе на платформе oiledu.ru.

А еще в этом году мы начинаем прием выпускников девятых классов в свой лицей, где по итогам двухлетнего обучения они получат не только школьный аттестат, но и диплом о среднем профессиональном образовании. Причем ребенок сможет выбрать между химико-технологическим и машиностроительным направлениями. Обучение будут проводить ведущие профессора Уфимского нефтяного университета, используя материально-техническую базу вуза.

Сильно ли меняется высшее образование? Какие новые модели обучения внедряются?

Олег Баулин: Последние 10 лет я занимался организацией новых форм образования в вузе. Их достаточно много. Так, в этом году мы с компанией "Башнефть" реализовали модель производственного обучения. Она предполагает, что студенты выпускного курса учатся не в стенах вуза, а преимущественно на площадках компании. При этом их официально оформляют на работу и выплачивают зарплату. Я недавно пообщался с ребятами, они очень довольны. На следующий год будем расширять эту модель обучения.

Многое меняется в образовании. Мы теперь готовим не просто нефтяников, а специалистов, адаптированных к постоянно развивающемуся рынку труда, с широким кругозором и дополнительными компетенциями. Так, у нас в прошлом году первые 98 ребят получили диплом инженера опережающих технологий, разработанный учеными УГНТУ совместно с компаниями и согласованный с Министерством энергетики РФ. В документе из семи разделов только в одном дается оценка академических знаний. Остальное - это показатель уровня внеучебных достижений, личностных персональных и цифровых компетенций. В нем фиксируются освоенные рабочие профессии, владение иностранными языками, научно-исследовательская деятельность, спортивные результаты и многое другое. Такой диплом демонстрирует также динамику получения компетенций, то есть обучаемость выпускника.

Но наша задача не только давать профессиональные знания студентам, но и заботиться об их здоровье. Уфимский нефтяной - единственный университет, который разработал и внедрил онлайн-курс по репродуктивному здоровью, в рамках которого рассказывается и о важности правильного питания. Кроме того, наши студенты занимаются различными видами спорта, даже фехтованием.

На ваш взгляд, что дальше ожидает высшее образование. Искусственный интеллект - помощник или враг?

Олег Баулин: На самом деле, искусственный интеллект - это инструментарий, которым надо научить пользоваться. Но он должен быть грамотно встроен в процесс подготовки. К примеру, Московский политех официально разрешил студентам писать курсовые и выпускные квалификационные работы с применением различных помощников на основе искусственного интеллекта. Это вопрос дискуссионный. Людям, которые самостоятельно готовят диплом, обидно. Считаю, что искусственный интеллект надо хотя бы уметь применять.

Я был противником онлайн-образования, которое сегодня в тренде. Но учитывая реалии времени, когда дети не могут долго сохранять концентрацию, такая методика преподавания действительно повышает качество усвоения материла. Мы, к примеру, эффективно используем данный механизм при обучении иностранных студентов, давая им дополнительные онлайн-курсы для лучшего освоения русского языка. При этом на встрече со студентами старосты групп предложили побольше лекций переводить в онлайн-формат. Однако важно соблюдать баланс, не забывая и о традиционном формате. Хороший педагог всегда подстраивается под аудиторию.

Говоря о тенденциях, напомню, что в России продолжается эксперимент по переходу на базовое, специализированное высшее образование и аспирантуру. Нам остается лишь ждать результатов экспериментальных вузов. Но я хотел бы успокоить наших абитуриентов: по крайней мере, в Уфимском нефтяном университете принципиально картина не изменится. У нас практически на всех факультетах можно выбрать четырехлетнее или пятилетнее обучение.

Думаю, двойные дипломы станут еще более востребованными. В нашем университете многие магистранты обучаются по программам двойных дипломов, причем внутри узких программ. К примеру, можно получить параллельно профессии "технарь-экономист", "технарь - промышленная безопасность". А с этого года мы запустили обучение по программе двойного диплома на дизайнера и специалиста по связям с общественностью. Кроме того, работаем по этой схеме с университетами России и других стран. С Китаем реализуем не менее пяти таких программ.

Ключевой вопрос

В чем вы, как ректор вуза, видите свою миссию?

Олег Баулин: Ректор - это как бы дирижер большой системы. У нас 24000 студентов, 1500 преподавателей, чтобы эта система работала слаженно, важно поддерживая инициативы и вводя новации, сохранять сбалансированность с точки зрения скорости трансформации. На мой взгляд, нам это удается, не зря УГНТУ, согласно рейтингам, один из самых динамично развивающихся вузов страны.

Цифра

24 тысячи студентов учатся в УГНТУ.