«"ПЕРСПЕКТИВНАЯ" РАБОТА»
Знакомьтесь: Юлия Александровна Романченко, педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества «Перспектива». На свои занятия она берет всех ребят, даже не обладающих никакими художественными способностями. Считает, что главное – желание, стремление и упорство.
ХОЧУ УЧИТЬ
– Как становятся художниками? Тем более преподавателями изобразительного искусства?
– В детстве мне очень нравилось рисовать, а еще – учить других. Постоянно играла в школу: усаживала младшую сестренку и ее подругу за «парту», проводила с ними «уроки». В школе оформляла все, что попросят, посещала художественный кружок, дома все стены завесила своими рисунками. Причем подходящей бумаги не было, поэтому склеивала «холсты» из тетрадных листов.
Постепенно осознала, что моя будущая профессия должна быть непременно связана с преподаванием и художественным творчеством. В результате совместила оба направления, поступив в Тобольский педагогический институт на учителя изобразительного искусства.
– Как складывалась судьба после защиты диплома?
– В 2005 году вернулась в Ханты-Мансийск. Поначалу возникли проблемы с трудоустройством, ведь всем нужны уже опытные работники, со стажем. Взяли в Центр ремесел, мастером в творческую мастерскую, где тоже оказалось очень интересно. В 2007 году заняла первое место на Молодежных Дельфийских играх России. Правда, вскоре из Центра уволилась и на протяжении десяти лет работала фотографом.
А потом почувствовала, что хочу чего-то нового, хочу учить детей, поэтому в 2018 году пришла в «Перспективу». Эта ответственная работа поначалу показалась достаточно тяжелой, пришлось привыкать и продолжать учиться. Убеждена, что каждый педагог на протяжении всей жизни должен совершенствовать собственные навыки и умения.
НАШЕ ДЕЛО – ТВОРЧЕСТВО
– Много ли у вас учеников?
– Семь небольших групп, по 10-12 ребятишек начальных классов. Младшие мне как-то ближе, они более непосредственные, открытые, эмоциональные. Подростки постарше «закрываются», часто уходят в себя из-за «взрослых» переживаний. Старшие к себе относятся придирчиво, а вот маленькие не переживают по поводу критики, внимательно слушают советы педагога. Как следствие – быстро достигают результата и покидают занятия довольными. Не было еще случая, чтобы от меня кто-то уходил расстроенным.
В современном изобразительном искусстве применяется множество различных техник и разнообразных материалов, рождаются новые интересные идеи и направления. Хочется познакомить с ними детей, удивить, научить новому, дать им максимум знаний и умений.
– Какими навыками должны обладать дети, чтобы заниматься рисованием в «Перспективе»? Какими-то особыми талантами?
– Конечно, среди них есть одаренные, которые уже в первом классе способны нарисовать все правильно. Но мы берем к себе всех, даже не обладающих никакими художественными способностями. Главное, чтобы у ребенка было желание заниматься, а еще – стремление и упорство. Если он любит, но не умеет рисовать, то я все подробно ему объясню, мы вместе будем анализировать, сравнивать, пробовать и достигать.
Более того, человека без способностей даже легче научить рисовать, он все равно со временем будет развиваться. Я нередко провожу мастер-классы – встаю и начинаю комментировать весь рисунок от начала до конца, а ученики видят и пытаются повторить. Упорство всегда помогает, иногда ребенок год ходит – и ничего у него не получается, потом вдруг раз – и внезапно выдает шедевр. Бывает, не ждешь от него особых прорывов, а он возьмет и нарисует лучше остальных.
– Зачем дети занимаются дополнительным образованием и таким образом ограничивают себя в играх и развлечениях?
– Младшие – исключительно из любви к рисованию, а те, кто постарше, начинают думать о выборе профессии. Кто-то, например, собирается в будущем заняться дизайном одежды, кто-то мечтает поступить в школу искусств и стать профессиональным художником. Но даже если они выберут другое занятие, умение рисовать все равно им в жизни поможет.
Многое, конечно, зависит от настроения. Бывает, в конце года первоклассники эмоционально «перегреваются», ведь родители записывают их во множество кружков или секций, а силенок им нередко не хватает. Никогда не давлю на детей, объясняю: если не получилось сегодня, значит, получится в следующий раз, все исправим и переделаем. Наше дело – творчество, они должны рисовать и отдыхать душой.
КАЖДЫЙ РИСУНОК – УНИКАЛЕН
– Дети вас часто удивляют?
– Да ежедневно – если не работами, так своими рассказами. Надо быть готовым к любым каверзным вопросам, обладать эрудицией и обширными знаниями. Тематика может оказаться самой разнообразной: от чего зависит цвет глаз ребенка в семье, где обитает изображенное на рисунке животное, с какими историческими событиями связан тот или иной художественный сюжет. А порой они начинают проверять – знаю ли я тот или иной предмет. Мне нравится разговаривать с детьми, часто провожу с ними воспитательные беседы о семейных ценностях, о Родине, о культуре. – Какова дальнейшая судьба детских «полотен»?
– Чаще всего авторы забирают их домой. Причем к своим работам относятся ревностно и переживают за их сохранность.
– Разглядываю красивые рисунки, что закреплены сейчас на мольбертах. Скажите, какой из них, на ваш взгляд, является лучшим?
– Творчество невозможно оценить, любой рисунок уникален, поэтому выбрать достаточно сложно. В каждом, на первый взгляд непритязательном, есть что-то милое и непосредственное.
– Вы преподаете у младшеклассников, а повзрослевшие ученики уходят к другим педагогам. Не жалко отдавать свой труд в чужие руки?
– Пытаюсь не жалеть, ведь я уже передала ребятишкам свои опыт и знания, а все мои коллеги – хорошие педагоги, которые тоже многому научат детей.
– Скажите честно – вам нравится эта работа?
– Меня устраивает в ней все. Поначалу имелись некоторые сомнения, но с каждым годом их остается все меньше. Довольна тем, что передаю опыт и навыки детям, вижу их радостные глаза и надеюсь, что сделала их чуточку счастливее.
БАБУШКИ-ДЕДУШКИ – ЭТО СВЯТОЕ
– Каким увлечениям отдаете свободное время?
– Летом вместе с мужем – а Юрий работает в Центре спортивной подготовки – обязательно навещаем всех наших бабушек-дедушек, это – святое. Нравится путешествовать по России, сейчас мечтаем увидеть Байкал.
– Вы говорите про отпуск, а чему посвящаете выходные?
– Больше всего – классической литературе. Часто не хватает времени на чтение, поэтому предпочитаю аудиокниги. В последнее время переслушала всего Достоевского, Куприна, Ремарка, Айтматова – в процессе выполнения каких-то домашних дел, по дороге на работу, в перерывах между занятиями. А еще мы любим кататься на велосипедах вокруг города.
– Раз уж мы о нем заговорили: какие чувства вызывает у вас понятие «Ханты-Мансийск»?
– Вообще-то родилась я в Кургане, но когда мне было полтора годика, родители переехали сюда. Поэтому своей Родиной я считаю Ханты-Мансийск и не представляю жизни в другом городе. Он тихий, спокойный, и в нем живут добрые люди!