Систему поиска пропавших людей усовершенствуют
25 мая отмечается Международный день пропавших детей. В этот день в 1979 году в США по дороге из школы пропал шестилетний мальчик Итан Патц, которого так и не нашли. В России ежегодно пропадает 35-40 тысяч детей. Как сделать их поиски быстрее и эффективнее, «Парламентской газете» рассказал депутат Госдумы, координатор проекта «ЛизаАлерт» Олег Леонов.
- Олег Юрьевич, сколько детей ежегодно пропадает в России и как эти цифры выглядят от года к году?
- Ежегодно в России пропадают около 200 тысяч человек. Так, по данным МВД за 2023 год, в России пропало 190 677 человек, из них 33 208 человек — дети до 18 лет. Эта цифра меняется год от года, но незначительно. В среднем пропадает 35-40 тысяч несовершеннолетних.
- То, что количество пропавших детей остается постоянным, — это хорошо или плохо?
- Это говорит о том, что мы практически не занимаемся устранением причин пропажи детей. А основная из них — невнимание и невнимательность взрослых.
Если говорить о детях до 12 лет, то речь в основном идет о случайных пропажах, когда мама и папа недоглядели. Например, пошли в торговый центр, увлеклись покупками и потеряли ребенка. В этом случае дети почти всегда находятся. Или родители взяли ребенка в лес, отвлеклись на грибы, а ребенка и след простыл — в этом случае мы будем его искать и высока вероятность, что мы его найдем. Также дети часто пропадают на водоемах, на пляжах. К сожалению, в 99 процентах таких случаев ребенка находят утонувшим.
- Как же устранить эти причины? И кто это должен делать?
- Работать со взрослыми, проводить профилактику с детьми. Главное правило для малышей: если ты потерялся — стой на месте, никуда не уходи. Искать детей должны взрослые, а не наоборот. Это лучше всего обговорить с ребенком заранее.
Что касается профилактики, это должна быть государственная машина — не раз в год рассказали в школе о правилах поведения в городе, в торговом, центре, на воде, а раз в квартал, а может быть, даже в месяц.
Важно, что новый предмет «Основы безопасности и защита Родины», который собираются ввести в школах с 1 сентября этого года вместо ОБЖ, включает раздел «Безопасность в информационном пространстве», так как интернет представляет новую серьезную угрозу для детей.
- Из-за чего пропадают дети более старшего возраста?
- Если говорить о детях от 12 до 18 лет, то это в основном бегунки. И здесь тоже одна из главных причин — невнимательность взрослых. Когда дети не встречают понимания дома, они встречают его на улице, у случайных людей, в интернете. Здесь в первую очередь надо работать со взрослыми. Этим занимаемся и мы, и другие НКО. Однако опять же нельзя сказать, что такая работа поставлена на системную основу.
- Приведите какой-нибудь характерный пример поиска ребенка?
- Не так давно мы искали 12-летнюю девочку в Москве — ребенок ушел из дома и не вернулся. Спрашиваем маму, где девочка обычно гуляет, — она не знает, кто у нее друзья — не знает, а есть ли у ребенка проблемы — не знает.
Я лично участвовал в этих поисках и попросил у мамы разрешение осмотреть комнату девочки, где обнаружил раскрытый на письменном столе альбом для рисования, в котором большими красными буквами было написано: «Мама, помоги!».
Получается, девочка не знала, как заговорить с мамой и выбрала такую форму коммуникации. Кстати, как потом выяснилось, этот альбом там лежал три дня, и никто на него даже не обратил внимания.
- Ребенка нашли?
- Да, в этом случае все закончилось хорошо. Девочка ушла в лесопарк рядом с домом, где и переночевала, благо сейчас погода хорошая. Утром она стала выбираться из лесопарка, на выходе из которого мы, собственно, ее и нашли.
- Куда пропадают дети в городе, где еще вы их находите?
- Универсальное место укрытия — фудкорты больших торговых центров, где можно и перекусить, и воспользоваться бесплатным интернетом, и в толпе затеряться. Классика — вокзалы, круглосуточный транспорт. Также часто детей находят на квартирах у друзей. Много потеряшек обнаруживают на улицах.
- Скоро начинаются летние каникулы. На что обратить внимание?
- В первые два самых жарких месяца лета — июне и июле — в России детей на воде гибнет почти в два раза больше, чем в ДТП. В цифрах это в среднем 80 человек и 50 человек. При этом в ДТП от ребенка ничего не зависит, а на воде — зависит практически все. Что делать? Надо научить ребенка не подходить к воде без взрослых. Это вопрос профилактики, о которой мы уже говорили.
- Что делать, если пропал ребенок?
- Первое — сразу позвонить на «112», так как упущенное время значительно усложняет поиски. Еще раз напомню, что никакого правила о трех днях с момента пропажи нет — заявление обязаны принять сразу.
Также необходимо обязательно обратиться к поисковикам. Мы работаем во взаимодействии с полицией и другими службами. Да, мы сразу начнем готовиться, опрашивать родителей, составлять план действий, обзванивать волонтеров, но сами поиски начинаются только после регистрации заявления о пропаже.
И очень важно, чтобы у ребенка всегда был телефон. Нельзя наказывать ребенка лишением его телефона, потому что у него всегда должна быть возможность связаться с родителями.
- Какие законы еще нужны, чтобы улучшить систему поиска пропавших детей и взрослых?
- В настоящее время ведется работа над законопроектом, упрощающим определение местоположения пропавших людей. Документ обязывает операторов сотовой связи передавать поисковикам данные о местоположении пропавшего человека с точностью до 500 метров.
- Но ведь закон о геолокации приняли еще несколько лет назад!
- Закон вступил в силу в июле 2021 года, но это закон, который упрощает доступ к получению глоданных для органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, однако он никак не влияет на точность определения местоположения.
- А, вообще, можно отследить человека с телефоном в радиусе 500 метров сейчас?
- В природной среде — нет. Именно на это и направлены готовящиеся поправки в законодательство. Мы хотим обязать операторов обновить оборудование, которое бы позволило давать более точные данные о геолокации пропавшего. Сейчас идут переговоры с Минцифры о возможной дорожной карте и сроках исполнения такого решения.