Мечта рассеивается, если не становится целью. Евгения Кузьмова о поколении будущих знаменитостей
Вы омич? Тогда не говорите, что ничего не слышали о хоре PrimaVera. Коллектив известен многожанровым репертуаром, умением рисковать и экспериментировать. Его руководитель Евгения Кузьмова отмечает уже двадцатилетие педагогической деятельности. Почему путь к успеху начинается, когда ты осознаёшь, что "первое место взять с первого раза невозможно", почему музыкальная школа - это не каторга; как детей точно не стоит пытаться мотивировать в ней учиться; почему все так любят и хотят петь; и, конечно, как найти подход к детям, чтобы они тебя и уважали, и не боялись, а главное - вместе с родителями доверяли тебе своё образование. Обо всём этом мы поговорили с заведующей вокально-хоровым отделом ДШИ № 6 им. Е. Ф. Светланова Евгенией Кузьмовой. Обсудили отчётный концерт хора PrimaVera, прошедший в классическом стиле, и отличие в тенденциях педагогической деятельности сегодня и 20 лет назад. - Евгения Станиславовна, не так давно прошёл отчётный концерт хорового отделения ДШИ № 6, посвящённый юбилею вашей педагогической деятельности. Как я понимаю, PrimaVera живёт концертами. Настраивались ли вы как-то на этот концерт? - Знаете, у нас в тот день было два концерта. Вы знали, что 15 мая - День семьи? Я тоже раньше не знала (улыбается). У нас был концерт в Горсовете, потом длинная репетиция и отчётный концерт, а уже в пятницу мы поехали на гастроли в Любино - там был концерт от министерства культуры. В таком режиме мои дети живут круглый год. Поэтому, если быть честной (смеётся) , то в потоке бесконечных концертов никакого особенного предвкушения не было. Когда твой список дел: 1 - концерт; 2 - концерт; 3 - концерт, то перед ещё одним концертом у тебя привычное ощущение (улыбается). Но всё же к каждому концерту мы относимся как к чему-то необыкновенному и всё же верим в волшебство. - Удаче на сцене сколько процентов оставляете? - Не бывает ощущения, что ты готов на сто процентов. Это невозможно! Как говорил мой преподаватель: "Будем надеяться на чудо". А после концерта он подходил со словами: "Чудо произошло". Если концерт прошёл от начала и до конца гладко - это чудо. Когда ты работаешь с детьми, ты всегда на пороховой бочке: не знаешь, когда стрельнёт. У меня был случай, когда обстоятельства совпали так, что дети на сцене штабелями начали падать в обморок. Трое, один за другим, как домино. Представляете моё состояние!? Для меня это была трагедия. Всегда говорю: если вы хоть немного почувствовали, что у вас падает давление, темнеет в глазах, звенит в ушах - вы красиво откланиваетесь и, пока ещё хоть что-то видите, красиво уходите, как будто так и должно быть. Так что моя фобия - детопадение (улыбается) . А ещё боюсь утра перед концертом. Каждый раз беру телефон с тревогой и надеюсь, что сообщения: "Евгения Станиславовна, я заболел" там не окажется. Потому что концепцию концерта и репертуар мы уже не поменяем. - Всё хочу спросить: преобладающий синий цвет у коллектива имеет какую-то легенду? - Насыщенный синий - цвет королевский (улыбается) . На самом деле этот цвет просто подходит большинству детей. Для современной музыки у нас есть адаптированные костюмы - с кучей разных страз и пайеток, неприлично короткие платья у наших взрослых длинноногих красавиц тоже имеют место (смеётся). - Вы в первую очередь стараетесь детей научить быть артистами или вокалистами? - По очереди этому учить нельзя. Научишь сначала петь - упустишь момент, когда ребёнок ещё пока непосредственен и может научиться быть артистом. А красиво бессмысленно двигаться на сцене - этому учить точно не стоит. - "Ещё пока" - до какого возраста шанс не упущен? - До пубертатного периода. Когда ребёнок начинает понимать чуть больше, чем остальные, превращается в творческую единицу, он начинает смотреть на себя со стороны и отдавать себе отчёт о самом себе, простите за тавтологию. Ему уже многое начинает не нравиться: как он выглядит, как рот открывает. Их же уже даже сложно в этот период научить профессионально открывать рот, если дети поздно пришли в музыку. Им кажется, что это "вообще-то не красиво". Ещё они боятся кривых ног и когда цвет не к лицу, это если уж не говорить про то, что иногда на сцене нужно и покривляться, и над собой посмеяться. - А вообще на сцене себя надо ощущать комфортно или воспринимать выход как вызов? - На сцене себя надо чувствовать как дома. Думать про кривые ноги и косые рты, которых на самом-то деле нет, нельзя. Именно поэтому у нас в репетиционном классе есть зеркало. Нужно, чтобы дети видели себя со стороны, привыкали к себе, учились себя контролировать. - Давайте к вашему детству: какая у вас была любимая песня? И была ли она? Помните вообще свою первую мысль о профессиональной карьере в хоровом деле? - Значит так: у меня есть такое ощущение, что ничего осознанного в моём детстве не было (смеётся). Честно признаюсь, в музыкальную школу меня за руку привела мама, обучение под контролем держала мама. Если бы мне дали волю бросить музыкальную школу, как большинство детей, я бы с удовольствием это сделала. Какой нормальный ребёнок любит вкалывать? - Какой была мотивация? Вам объясняли, зачем это вам нужно? Или просто было "надо", и вы сами придумывали себе смысл окончить ДШИ? - Мотивации не было. Меня, как и многих, просто заставляли. Музыкальная школа - дело такое: для кого-то благодарный опыт, а для кого-то нет. Дело в том, что не всех детей правильно мотивируют. Вопросы: "Для чего мне это вообще надо? Зачем мне музыкальная школа?" - это нормально. А вот ответить на них взрослым надо суметь. Потому что "это для того, чтобы ты играл, как Моцарт" или "это для того, чтобы ты бацал круто, как Мацуев" - редко к чему-то хорошему приводят. У нас не заморачиваются объяснять, что развивается синхронизация работы полушарий мозга, что у тебя развивается слух, ты интуитивно начинаешь лучше слышать и разбираться в иностранных языках. У мамы просто была цель, чтобы я окончила музыкальную школу. Я была послушной. Недавно прочитала статью, в которой говорилось: "Самое большое проявление любви - это кнут". Меня не били, но на фортепиано играть принуждали. К концу музыкальной школы инструмент у меня вызывал отвращение. Я была готова на что угодно в жизни, только бы не связывать её на сто процентов с инструментом. Вокал для меня был ещё неизведанной темой. Пела неплохо, и в обычной школе № 99 мной активно пользовались. На всех мероприятиях выступала "наша концертная бригада": я пела, а одногруппник Саша Ячменёв на саксофоне играл. Но сцены, признаюсь, я боялась тогда страшно. Когда я выходила как пианистка, я ставила руки на инструмент и напрочь забывала с каких нот надо начинать. Руки сами всё помнили и скользили по инструменту. Как только я заканчивала играть, я понимала, что можно было бы, наверное, быть в себе и хоть немного получать удовольствие. Вот к чему я пришла: артистом нужно родиться. Я артистом не родилась, выступлений сторонилась, хотя социофобом не была. Я любила хорошие компании, но сцена была принуждением. Только когда поступила в музыкальное училище и попала на хоровое отделение, любовь проснулась. - Чем вас манило хоровое отделение? - Хор - синтез таких видов искусства, как фортепиано, вокал, ансамбль. Вы тут не одиночки на сцене, паника становится непозволительной роскошью. Другая мера ответственности наступает, когда ты разделяешь сцену с сорока людьми. Мне тогда было 15, и мне это отлично подходило, так как лидерские качества во мне стали проявляться позже, годам к 17. В консерватории они уже окрепли. - Когда вы ещё заставляли себя ходить на фортепиано, какую в тот момент музыку любили? - В школе выдавали абонемент на симфонический оркестр, и мама меня туда точно так же принудительно приводила за руку. Никакой любви к классике у меня тогда ещё не было - её воспитывать и взращивать надо, увы, она с неба не падает. Что я любила? Мне нравился Андрей Губин (улыбается) . А мотив моего подросткового периода: "Да и на небе тучи, а тучи… А тучи как люди" - "Иванушки international" тогда казались очень классными. Боже мой, я помню, как у меня появилась первая кассета Филиппа Киркорова. В музыкальном училище я открыла для себя мюзиклы и рок-оперы. Мне на кассету переписали "Нотр дам де Пари". Минимум миллиард раз с упоением я его переслушала в оригинале на французском. Через мюзиклы я пришла к любви масштабной, если так можно сказать, глобальной музыке: Бах, Чайковский, Даргомыжский. - А часто случается, что дети приходят с уже кем-то привитой любовью к классике? - На моей практике таких детей было двое. В их семьях другой музыки не слушали даже в машине. - Не перебор? - Это развитие вкуса. Но музыкант не должен зацикливаться только на чём-то одном, ему надо слушать разную музыку. Панк-рок? Хорошо - главное, качественный. То же самое касается рока, эстрадной музыки и так далее. Классическая музыка - как религия. Человек к ней может прийти, а может и не дойти до неё даже, если его в детстве покрестили. Именно поэтому мы с хором PrimaVera на разных площадках поём разную музыку. Я не настаиваю на том, что классическая музыка - единственный верный путь для развития музыканта, но и не отрицаю. - Когда ты молод, профессия преподавателя по разным причинам пугает. Помните, как вы стали педагогом в свои 19 лет? - У меня очень много в жизни происходило бессознательно, это мы помним, да (смеётся) ? Всё было на русском авось и "стерпится - слюбится". Так что все мои действия подчинялись не сверхидее, а вере в то, что меня кто-то ведёт на этом пути, и честолюбии: если ты взялась за дело - доведи его до конца и сделай это лучше всех. Я никогда никому не завидовала, я смотрела и брала пример. Преподавать я пришла в 19. И первый урок, что называется, "не забывается такое никогда". Я пришла в класс, а там дети семнадцати лет с позицией: "Ну давай, чё ты тут это пришла, педагогиня". При мне вставали у зеркал и красили губы. А я была из музыкального училища с дисциплиной немецкой армии. Нас там дрессировали: повернулся налево - вылетел до первого сентября следующего года. Скажу честно, было непросто, но слушаться меня стали. У нас тут чуть ли не война была, дети плакали: "До вас тут был такой преподаватель замечательный, она нас так любила, а вы!" Лет пять я боролось с собой, свыкалась с фактом, что передо мной дети. Потом я сама стала мамой, и, когда мой ребёнок уже пошёл в музыкальную школу, я поняла, кто такие дети. - И кто такие дети? - Те же человеки, но более нежные. К каждому из них нужен индивидуальный подход. Особенно сейчас, в 21 веке: родители из 90-х и уже двухтысячных это требуют практически. Дело ещё вот в чём: когда училась я, на выпускном экзамене по фортепиано играло минимум 20 человек, сегодня - максимум пять. Почему? Родители приводят своих детей то на хореографию, то на фортепиано, то на лепку, то ещё куда-то. Ребёнок не занимается чем-то одним, родители перебирают всё подряд и верят, что в своём кружке он состоится и прославится за месяц-два. Этот процесс смены обучения всем навыкам по чуть-чуть чаще всего нескончаемый. Я это крайне не одобряю. Нужно, наверное, до 9 лет точно определиться, в каком русле ребёнку дальше развиваться. - Сегодня, если оглянуться на 20 лет назад, можете сказать, изменились ли сами дети? Как вообще, по вашему мнению, меняется поколение? Чувствуете ли это, работая с детьми? - Дети, наверное, всё-таки те же - добрые, наивные, с огромными глазами, желающими всё узнать. Меняется моё отношение к ним, понимание их поведения. Моя главная задача как преподавателя - сделать так, чтобы дети научились доверять, чтобы они начали доверять мне, доверять товарищам. Только при таком условии можно слепить хороший коллектив. - Как чаще происходит: дети приходят с мечтой петь или их приводят родители, потому что музыкальная школа - это полезно? - Сейчас ребёнка приводят в музыкальную школу для общего развития, чтобы тут из него вылепили всесторонне развитую личность. Может, человека два приходит, потому что сами этого хотят. Я вам так скажу: эта "мечта петь" очень быстро улетучивается, когда приходит пора идти не только на вокал, но и на фортепиано, сольфеджио. Любая мечта очень быстро рассеивается, если она не становится целью. - С детьми нужно быть строгой? В первую очередь хвалите или указываете на ошибки, которые нужно исправить? - Меня учили так: сначала обязательно нужно найти, за что ребёнка похвалить, а потом, когда сердце ребёнка смягчилось добрыми словами, так как совершенству нет предела, - самое время обговорить ошибки. Только "пряником" профессионала не воспитать. - В мультфильме "Рататуй" шеф-повар говорил: "Готовить может каждый". Научить петь каждого можно? - У меня был случай в жизни, когда кто-то рассказывал: приходит папа в школу со словами: "Почему моей дочке поставили 2 по вокалу? Она в караоке на 100 баллов поёт" (смеётся) . Голосовой аппарат - не просто мышца. Бывает так, что благодаря генетике ребёнок с рождения готов петь много, красиво и работать над собой. У кого-то данных нет никаких, но их можно развить до определённого уровня. Моя выпускница окончила Санкт-петербургскую консерваторию, и вот она себя сделала сама. У неё абсолютно не было слуха, но была цель и маниакальное желание заниматься. - Выпускники вам признаются, что скучают? - Я думаю, что они как я (смеётся). Я по своим преподавателям не скучала. Новый опыт, который тебе подкидывает жизнь, захлёстывает прошлое. Скучать просто некогда. Надеюсь, они просто вспоминают обо мне, как о родном доме. А если человек сильно тоскует по прошлому - значит, в настоящем не всё гладко. Так что "не скучаю" - признак успешности. - В 2023 году в жизни вашего коллектива было много выступлений с мюзикловым материалом: и отчётный концерт, и выступление на площадке "Вселенная мюзикла" в рамках "Большого симфонического парка. Баттл оркестров!". Польза ощутилась? - Мюзикл для нас - это зона эксперимента, это такой хоровой театр, в котором ты в котором ты можешь научиться быть не стационарным певцом и избавиться от зажимов. В этих выступлениях участвовали ребята, которые понимали, зачем им это надо. Конечно, у меня в коллективе есть дети, которые помешаны на мюзиклах, и это здорово, они понимают, чего хотят от жизни. А вообще у нас появилась идея поставить что-то своё в духе мюзикла. Например, сделать иммерсивный проект, где будет вокальное взаимодействие со зрителем. Рассматриваем варианты, как поставим, позовём вас (улыбается). - Конкурсы, фестивали, концерты воспринимаются вашими учениками как простор для профессионального роста или это уже зона комфорта, где можно уверенно посоревноваться с другими? - В классе артиста не вырастить. В музыкальной школе с детьми зачем занимаются? Чтобы в конце концов ребёнок, дай Бог, вышел на сцену. Чем раньше он это сделает, тем лучше. Стрессовые условия заставляют ребёнка в первую очередь самому увидеть, какой он на самом деле: трясутся колени или получается уверенно стоять на каблучках? В классе ничего не страшно (даже если поругают, это останется в четырёх стенах), а сцена проверяет на прочность. Если налажал - это услышат все, поэтому ты делаешь всё, чтобы этого не случилось. Так что все конкурсы, фестивали и участие в концертах - это разговор о профессиональном и личностном росте. Но и сравнивать себя с другими надо. Носить корону - опасно. Можно в Омске завоевать все первые места, приехать в Москву и тоже получить первое место. С конца. Надо понимать, кто лучше тебя (а такие всегда есть), проигрывать - получать пинок к развитию, работать и побеждать. Другого пути нет. - Легко ребятам объяснить причину случившегося пинка и сделать это так, чтобы это не стало поводом тотальной грусти? - Я учу так: если ты упал, надо встать и идти дальше. Учу их видеть зелёный огонёк на другом берегу озера, не тормозить и не зацикливаться на поражениях. Надо анализировать, чем условный Ваня тебя обыграл? Для этого мы и разговариваем с детьми. И делаем это много. Говорить в нашей профессии - очень важно! Конечно, для кого-то первый проигрыш - трагедия. Но ничего: раз, два, три, четыре, пять, шесть, на седьмой раз ребёнок начинает на сцене ровно стоять. Путь к успеху начинается, когда ты понимаешь, что невозможно сразу первое место взять. - Вы в своей педагогической деятельности часто вспоминаете своего преподавателя? - Постоянно. Я ему очень благодарна за то, что он нас не гладил по головке. Не хвалил и тем самым не давал отступиться от целей. Я его боялась, но сильно уважала. Я говорю про преподавателя из училища. Сейчас многие студенты к своему образованию относятся очень легко, с позицией "нет - так нет". У нас было не так, мы боялись даже замечание получить. Мы были старательными и поэтому на выпуске были стопроцентными профессионалами. - Евгения Станиславовна, как считаете, почему детям хочется петь? - Это то, что у многих хорошо получается. И желание петь - это проявление естественного желания к самореализации. Почему бы не показать всем свои плюсы? Я вообще удивляюсь, когда родители развивают минусы детей. Зачем? Ну нет слуха у ребёнка, не хочет он петь - попробуйте порисовать или обратить внимание на растяжку. Родители, прислушивайтесь к мнению преподавателей. Если вам советуют рассмотреть какой-то вектор развития - рассмотрите. Не надо обижаться, вам профессионал не просто так совет даёт. Нет таких педагогов, которые хотят задавить, унизить и оскорбить ребёнка. Наоборот, все хотят сделать так, чтобы всем было комфортно, уютно, и все занимались тем, что у них будет получаться лучше, чем у остальных. - Как думаете, о чём сегодня мечтают ваши ученики? - Девочки уже не желают удачно выйти замуж, они рассчитывают только на себя. Наверное, большинство из них мечтает об успехе и самореализации. - Получается, теперь очередь мальчиков мечтать о браке? - Мы часто с ними об этом говорим (смеётся) . Но они продумывают стратегии: куда поступить, у кого чему учиться. Они дают адекватную оценку жизни и понимают, что никто им в жизни кроме них самих не поможет. - Это мечты детей, а что в ваших мечтах? - Тотальный комфорт (смеётся) . Вся моя жизнь - круглогодичная круговерть, которую я люблю и которой посвящаю себя без остатка. Хоровое отделение ДШИ № 6 - моя жизнь. Но музыкант должен обладать очень богатым внутренним миром. Летом иногда нахожу время, чтобы провести время с книгой. Начитанность - козырь в рукаве. - А какая ваша любимая книга? - Анна Каренина. Фото: Илья Петров