Войти в почту

Андрей Максимов: Десять правил для родителей

Итак, через четыре дня наступит 1 июня - День защиты детей. Всегда хочется понять: от чего (или от кого) надо защищать наших детей. С тех пор, как ко мне стали приходить родители и просить им помочь решить проблемы, связанные с собственными отпрысками, я понял: родители могут приносить своим чадам немалый вред. Например, когда относятся к ним как к собственности; когда не дают детям совсем никакой свободы; когда любые проблемы решают за них и вовсе не оставляют им свободы выбора.

Андрей Максимов: Десять правил для родителей
© Российская Газета

Чтобы защитить детей от подчас невольных родительских наскоков, я решил рекомендовать взрослым соблюдать несколько правил, которые помогут им стать со своими чадами друзьями. Эти правила выведены мной после многочисленных бесед-консультаций с родителями.

Правило первое. Ребенок - это человек.

Часто взрослым всерьез кажется, что их чадо - это какой-то недоросток, и потому к детям надо относиться по-одному, а ко взрослым совсем по-другому. Это ошибка. Ребенок - такой же человек, просто со своими особенностями. У него, начиная с рождения, есть прошлое, есть свои желания, свои страсти... Короче, все, что имеется у взрослого.

Правило второе. Имеет смысл относиться к своему чаду как к собеседнику, а не как к воспитуемому.

Любой взрослый человек ненавидит, когда его воспитывают. Именно то, что мы не любим, когда делают с нами, мы делаем с нашими детьми. В результате они видят в нас не собеседников, не друзей, а строгих воспитателей. Нам это надо?

Правило третье. Ребенок не глупее взрослого. Просто у него другой - природный, Божественный ум.

Мы, взрослые, придумали заблуждение, которое нас возвышает: нам кажется, что дети глупее нас. Это не так. Взрослые более социализированы, они лучше ориентируется в социальной жизни потому, что в этом они опытнее. Ребенок естественен. Его реакции более природны, чем социальны. Поэтому неплохо бы помнить вывод великого Януша Корчака, который утверждал: надо не только учить детей, но и учиться у них.

Правило четвертое. Ребенок - зеркало, отражающее своих родителей, в том числе и их отношения.

Долгое время ребенок не знает близко никаких людей, кроме родителей, и никаких отношений, кроме тех, которые он видит в семье. Поэтому он либо копирует, либо, наоборот, все делает категорически не так. Но в его жизни всегда отражается родительская жизнь.

Правило пятое. Ребенок должен учиться делать выбор.

У ребенка, начиная с рождения, есть прошлое, есть свои желания, свои страсти…

Это умение, которое мы, родители, крайне редко прививаем своим детям. Что есть на завтрак; что надеть на вечеринку; с кем дружить, а с кем нет... Увы, часто решают родители, потому что так проще и, нам кажется, безопаснее. Потом выбираем для своего чада призвание и любовь. В результате наше дитя проживает не свою жизнь, для которой он был создан Богом, а ту, которую ему придумали мы.

Правило шестое. Выбор друзей, как и выбор любви, - личное дело ребенка.

А если он выбрал плохую компанию? А если влюбился в недостойного человека? Во-первых, недостойным нередко кажется нам любой, кто не похож на нас, взрослых. А во-вторых, если в общении ваш ребенок предпочитает плохое хорошему, значит, вы чему-то очень важному его не научили. Стоит задуматься над этим и постараться учить.

Правило седьмое. Главная задача подростка состоит не в том, чтобы получить хорошие оценки на ЕГЭ, а чтобы найти призвание.

Призвание и призыв - однокоренные слова. Призвание - то, ради чего человека призвали на эту землю. Призвание - половина счастья (вторая половина - любовь). У меня есть своя система - как помочь ребенку обрести призвание, есть целая книга про это. Но главное, родители должны понимать: нахождение призвания, то есть обретение половины счастья, - главное, чем должны быть озабочены они и их чадо.

Правило восьмое. Есть только два вида воспитания: разговоры и собственный пример.

Наказания, например, не работают. Они внушают страх и ставят крест на дружеских отношениях со своим дитятей: нельзя дружить с тем, кого боишься. Под словом "разговоры" я имею в виду беседы, темы которых интересуют ребенка, а не вас. Счастлив родитель, чей отпрыск не боится задавать папе-маме никаких вопросов. А что касается примера... Это то, что действует сильнее всего. Если, например, сын видит, что папа - жадный человек, никакие разговоры про доброту не сделают ребенка добрым.

Хочется, чтобы из названия праздника исчезло само это слово "защита"

Правило девятое. Если вы хотите, чтобы ребенок рассказывал вам про свои проблемы, не стоит скрывать от него собственные проблемы, даже если они вовсе не детские.

Многие родители берегут своих детей от собственных проблем. Однако если мы договариваемся, что ребенок - человек и мы хотим видеть в нем друга, такое отношение едва ли оскорбительное, согласитесь. Если же ребенок чувствует, что он нужен папе и маме как человек, который может помочь им в решении их проблем, то он станет брать с них пример.

Правило десятое. Ребенок - это счастье.

Дитя с самого рождения приносит огромное количество проблем. И в этой суете мы нередко забываем, что это - счастье. Надо ли доказывать сей очевидный вывод? Надеюсь, нет. Но его не стоит забывать.

День защиты детей... Хороший праздник. Воспринимается нами как праздник детства. Но знаете, чего хочется? Чтобы однажды наступило такое время и из названия праздника исчезло само это слово "защита": "День детей", здорово звучит, не так ли? Впрочем, если каждый день нашей жизни будет днем детей - хуже не случится, уверяю вас.