В преддверии школьных каникул Госавтоинспекция напоминает о том, что за поведение детей отвечают их родители
Скоро наступят летние каникулы. Дети будут предоставлены сами себе, но родителям стоило бы озаботиться тем, чтобы они не попадали в неприятные истории на дорогах. Тем более что прошедшие длительные выходные майских праздников показали не очень хорошую ситуацию. Количество аварий с участием детей заметно выросло.
Итак, по данным российской Госавтоинспекции, количество ДТП с участием детей, особенно с трагическими последствиями, начинает расти именно в мае. Во-первых, - длинные выходные. Во-вторых, появляется возможность сесть на велосипед или встать на любой другой модный сейчас гаджет, который стал относиться к средствам индивидуальной мобильности, прокатиться на мопеде или пит-байке, а то и на папином мотоцикле или, чем черт не шутит, на его автомобиле. Благо погода позволяет. Вот только о правилах дорожного движения, о своей собственной безопасности дети частенько забывают. И тут бы им в пору родительский совет и контроль. Но не всегда взрослые помнят о таких особенностях.
Вот буквально свежий пример. Ночью 12 мая в Выборгском районе Ленинградской области наряд ДПС обратил внимание на "Шкоду Октавию". Водитель грубо нарушал правила, создавал угрозу для окружающих. Полицейские дали ему сигнал остановиться, но он только нажал на газ и уехал. Полицейские бросились в погоню. "Шкода" скрылась из вида, но примерно через километр полицейские остановились у моста через речку Рощинку и, осмотревшись, обнаружили подростков 14 и 16 лет, которые выбрались из воды на берег. Они, как выяснилось, были пассажирами "Шкоды". А машина - утонула.
Подростки рассказали, что с ними были еще трое школьников - 14-16 лет. Водителю было 15 лет. Перед поездкой, как установили полицейские, подростки употребляли алкоголь. На место вызвали спасателей. Они к утру нашли на дне реки "Шкоду" и в ней два тела. Машину и погибших вытащили на берег.
Ранее в двух ДТП, которые произошли в Забайкальском крае и Оренбургской области, погибли несовершеннолетние водители мототранспорта.
Так, в поселке Букачаче Чернышевского района Забайкальского края пятнадцатилетний водитель без прав и мотошлема на незарегистрированном мотоцикле выехал на встречную полосу и совершил столкновение со встречным мотоциклом, который также не был зарегистрирован в установленном порядке. Мотоциклом управляла тринадцатилетняя девочка без прав и мотошлема. В результате ДТП девочка-водитель погибла, виновник ДТП получил телесные повреждения и был госпитализирован.
В поселке Ясная Поляна Оренбургской области тринадцатилетний водитель мопеда выехал на полосу встречного движения и столкнулся с двигавшейся во встречном направлении легковой автомашиной. В результате ДТП водитель мопеда погиб, его четырнадцатилетний пассажир получил телесные повреждения и был госпитализирован.
По оперативным данным, за первые четыре месяца 2024 года на дорогах страны зафиксировано 4 062 ДТП с участием детей. Число погибших в них несовершеннолетних сократилось более чем на 16% и составило 115 человек. С участием детей-водителей по итогам 4 месяцев текущего года произошло 264 ДТП, в которых шесть человек погибли и 259 получили ранения.
Как рассказал заместитель начальника управления Госавтоинспекции Подмосковья полковник полиции Владимир Севостьянов, каждый год с началом весенне-летнего сезона обостряется ситуация с дорожно-транспортным травматизмом велосипедистов и водителей мототехники.
Получили распространение пит-байки. Они не предназначены для передвижения по дорогам общего пользования. Это спорт-инвентарь. Однако дети зачастую добираются до мест своих тренировок, карьеров именно на них и по дорогам. Вместо того чтобы родители перевезли технику на прицепе или в фургоне, они дают ему аппарат и говорят, езжай, пожалуйста. В лучшем случае - у этого водителя есть шлем. В худшем - нет ничего. А на этом спорт-инвентаре нет ни фонарей, ни поворотников. Его маневры ни для кого на дорогах не понятны. У него даже нет зеркал, чтобы совершить безопасный маневр.
Дети по большей части, которые ездят по бездорожью, не знают Правил дорожного движения, не понимают, как им проехать правильно перекресток, кого они должны пропустить. Например, в апреле в Одинцовском городском округе двое 15-летних ребят ехали на пит-байках по проезжей части. Один из них решил обогнать другого. Но почему-то резко изменил направление и столкнулся со своим же товарищем. Травмы дети получили серьезные.
"Важно, чтобы родители объясняли детям, где они могут или им запрещено передвигаться. И чтобы они это контролировали. Поскольку именно родители должны оценивать риски своих детей", - напоминает Владимир Севостьянов.
Еще одна глобальная проблема - это средства индивидуальной мобильности. По данным официальной статистики, аварийности в 2023 году на российских дорогах зафиксировано 3 100 ДТП с участием СИМ, в результате которых погибли 43 человека, в том числе 7 несовершеннолетних. Ранения получили 3 177 человек, в числе которых 1 041 несовершеннолетний.
Как отметил Владимир Севостьянов, семимильными шагами идет развитие этого транспорта, в том числе и на территории Московской области. Не совсем, может быть, поспевает за ним развитие дорожной инфраструктуры. Сигвеи, электроскейты, электросамокаты, моноколеса, гироскутеры. Пользователи передвигаются на них и по дорогам, и по тротуарам, и по пешеходным дорожкам.
За первые четыре месяца 2024 года на дорогах страны зафиксировано 4 062 ДТП с участием детей. Число погибших в них несовершеннолетних сократилось более чем на 16% и составило 115 человек
Сегодня несовершеннолетние выезжают на дороги для автомобилей, бывает даже на автомагистрали. Поэтому Госавтоинспекция Подмосковья запустила социальный раунд "Безопасная мобильность", чтобы объяснить и детям, и их родителям, как ребенок может передвигаться на таком транспорте, как обезопасить его от происшествий. Кстати, одна из главных тем этого раунда - это напоминание взрослым о необходимости использования детьми защитной экипировки. Шлем, перчатки, налокотники и наколенники не будут лишними, чем бы ребенок ни управлял - велосипедом, самокатом или просто вышел покататься на роликовых коньках.
Как всегда, чаще всего дети страдают в ДТП, в которых они участвовали в качестве пассажиров. Почти половину автоаварий с пострадавшими детьми (45%) составили происшествия с детьми-пассажирами. Несмотря на рост количества таких происшествий на 3,6% за четыре месяца текущего года, число погибших в них детей сократилось более чем на 20% и составило 84 ребенка.
При этом количество ДТП, когда дети в возрасте до 12 лет перевозились без детских удерживающих устройств или не пристегнутые ремнями безопасности, снизилось на 1%. Всего таких происшествий по итогам четырех месяцев текущего года зафиксировано 203. Число погибших в таких ДТП детей-пассажиров также сократилось на 5,3% и составило 18, число раненых уменьшилось на 1,7%, составив 228 детей. Вот всех этих происшествиях есть прямая вина родителей либо опекунов, которые их перевозили. Ведь недаром правила требуют перевозить детей в возрасте младше 7 лет только с использованием детских удерживающих устройств. В возрасте от 7 до 12 лет перевозка возможна с использованием детских удерживающих устройств или ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только в детских удерживающих устройствах. При этом российская Госавтоинспекция рекомендует перевозить детей до 12 лет в детских удерживающих устройствах, которые позволяют снизить риск гибели ребенка и получения им ранений.
Стоит также напомнить детям о правилах перехода улиц. Причем, как бы ребенок не был настроен скептически и не говорил, что тысячу раз это слышал, еще раз напомнить о безопасности лишним не будет. Так, например, за четыре месяца текущего года с участием детей-пешеходов зафиксировано 1 823 ДТП, что на 5,7% больше, чем годом ранее. В этих авариях погибли 22 ребенка, это на 18,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Ранения в этих ДТП получили 1 858 детей. Почти каждое пятое ДТП с детьми-пешеходами происходит в темное время суток. И тут опять-таки дело родителей обеспечить своих чад световозвращающими элементами на одежде и проконтролировать их ношение. Ведь почти 80 процентов наездов ночью совершается на детей, не оснащенных такими элементами.
По словам заместителя начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма ГУОБДД МВД России полковника полиции Антона Белана, Госавтоинспекция призывает родителей усилить контроль за досугом подростков, а также ограничением возможности воспользоваться транспортными средствами. Не оставляйте для детей, не имеющих водительского удостоверения соответствующей категории, ключей от авто и мототранспорта, допуская тем самым возможность опасной поездки. Постоянно помните, что жизнь и здоровье юных участников дорожного движения целиком зависят от каждого из вас.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги".