Войти в почту

От эквилибра до жонглирования: чему учат в школе циркового искусства имени Ю.В. Никулина

Посмотреть на взмывающих в воздух акробатов и удивиться, как ловко артисты управляют моноколесом, можно не только в цирке. В преддверии крупных праздников москвичей приглашает на представления Центр содействия семейному воспитанию (ЦССВ) имени Ю.В. Никулина — единственная в России школа циркового искусства для детей-сирот. Ребят учат фокусам и жонглированию, азам эквилибра, акробатики и иллюзии.

От эквилибра до жонглирования: чему учат в школе циркового искусства имени Ю.В. Никулина
© Mos.ru

В преддверии Международного дня защиты детей, который отмечается 1 июня, корреспондент mos.ru отправился в гости к юным артистам и узнал, как цирковое искусство помогает ребятам, оставшимся без попечения родителей, выбрать занятие по душе и найти себя.

Открыть талант в каждом ребенке

Здания ЦССВ имени Ю.В. Никулина расположились на Волгоградском проспекте недалеко от станции метро «Кузьминки». Узнать их можно по приметному оранжево-белому фасаду и крупным круглым часам над главным входом в физкультурно-цирковой комплекс. Яркие оттенки встречают нас и внутри. Холл первого этажа украшен разноцветными плакатами и рисунками, на стенах — портреты Юрия Никулина и фотографии выпускников.

«Наше учреждение открылось в 1995 году при поддержке Юрия Никулина. Тогда оно получило статус школы-интерната № 15 циркового профиля для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Почти 30 лет мы знакомим наших воспитанников с этим искусством. Цирк стал для нас подспорьем в воспитании, возможностью привить ребятам ответственность, дисциплинированность, подарить им дело, которое увлечет и заинтересует. Сегодня в нашем доме живут 85 детей, и каждый из них так или иначе связан с цирковым искусством. Ведь невозможно оставаться в стороне, когда все вокруг увлечены чем-то общим», — рассказывает директор Центра содействия семейному воспитанию имени Ю.В. Никулина Игорь Акопянц.

Помимо цирковых направлений в школе есть занятия по степу, классической и современной хореографии, актерскому мастерству. Воспитанники центра могут записаться на любые направления. В учреждении выстроена система дополнительного образования: занятия проводят во второй половине дня, дети посещают их после уроков в общеобразовательной школе.

«На тренировках ребята не просто знакомятся с цирковым искусством, а буквально перенимают знания у самых опытных его представителей. В числе наших преподавателей есть как действующие, так и завершившие карьеру цирковые артисты. При этом у каждого из них — педагогическое или профильное цирковое образование. С детьми работают 19 преподавателей, и все они любят свое дело и вдохновляют примером воспитанников. И это важно, ведь мы не стремимся сделать из ребят профессиональных артистов, наша задача — приобщить их к искусству, помочь раскрыть таланты и найти себя», — подчеркивает Игорь Акопянц.

Попробовав силы в разных цирковых жанрах и изучив постановочный процесс изнутри, выпускники центра нередко выбирают творческие специальности. Кто-то остается верен цирку и поступает в профильное учебное заведение, кто-то находит призвание в профессии актера, режиссера или дизайнера.

Связать жизнь с цирком мечтает 10-летний воспитанник центра Тимур. Больше года он осваивает моноколесо и учится жонглировать. В будущем школьник хочет получить профильное образование и продолжить заниматься любимым делом. А воспитанница центра Ангелина в свои 11 лет точно уверена, что станет актрисой и будет работать в театре.

«Не бояться сцены и даже полюбить ее помогли занятия в театральной студии. Я поняла, что мне очень нравится выступать, показывать свои умения и передавать задуманный режиссером образ. Это дарит положительные эмоции», — говорит Ангелина.

В столице заработал «Путеводитель по взрослой жизни» для выпускников центров для детей-сиротПрыгнуть с парашютом и увидеть альпаку: как проект «Давай дружить!» исполняет мечты детей-сирот и ребят из семейных центровПомощь и консультации по вопросам опеки и защиты прав детей стали еще доступнееБолее 9,5 тысячи человек оформили услуги опеки в офисах «Мои документы»

Пространство возможностей

Сегодня в центре царит особая атмосфера: ребята готовятся к представлению. Мы следуем за юными артистами и попадаем в зрительный зал. Здесь все как в настоящем цирке — круглый манеж, кресла для гостей и большая кулиса. Это место не только для выступлений, но и для тренировок. В дни, когда нет концертов, занавес убирают и зрительный зал превращается в репетиционный.

За манежем и кулисой — акробатические дорожки и трамплины. На них дети отрабатывают трюки, грациозно взмывая в воздух, делая оборот и легко возвращаясь на маты. Таким элементам ребята учатся на занятиях по акробатике под руководством педагога и артиста Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Константина Гвоздецкого.

«На тренировках дети осваивают кувырки, сальто и фляки — вращение тела назад через руки. Все группы воспитанников поделены по возрастам, для каждой — своя программа. С малышами укрепляем тело и тренируем координацию, с ребятами постарше работаем над акробатическими элементами. Среди учеников — дети от пяти до 17 лет», — отмечает Константин Гвоздецкий.

По словам педагога, акробатика в ЦССВ имени Ю.В. Никулина — одно из самых популярных направлений. Детей восхищают кувырки и фляки, и каждому хочется попробовать исполнить такие элементы самому. Тренировки по акробатике проводят в большом зале с манежем. Здесь же проходят занятия по жонглированию, гимнастике, различным видам эквилибра — на проволоке, моноцикле, стойке на руках. Отработать сложные элементы акробаты, эквилибристы и воздушные гимнасты могут и в батутном зале. От одного вида натянутой сетки и закрепленной профессиональной страховочной лонжи захватывает дух. Тут юных артистов учат не бояться высоты и исполнять трюки в воздухе.

Поднявшись по лестнице на третий этаж, оказываемся в большом светлом помещении — хореографическом зале, с рядом зеркал и балетных станков. Тут под аккомпанемент белого рояля дети осваивают азы классического и современного танца.

«Для творческого развития воспитанников у нас созданы все условия. Залы оборудованы необходимым реквизитом — от трамплинов и батутов до моноциклов и обручей. А мы, педагоги, даем им знания, учим владеть телом и эмоциями. Ведь важно не просто выполнить трюк, а создать у зрителя впечатление, что он не стоит серьезных усилий, хотя на самом деле это большая работа. В этом один из главных секретов цирка», — говорит собеседник mos.ru.

Цирку Константин Гвоздецкий посвятил почти всю жизнь, впервые на манеж он вышел в 15 лет. В ЦССВ имени Ю.В. Никулина артист пришел в 2020 году с супругой Викторией Биляуэр. Она режиссер-постановщик цирковых спектаклей и преподает ребятам эквилибр. Как и Константин Гвоздецкий, Виктория Биляуэр работает в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре.

Стать настоящим артистом

«Еще разок, приготовились», — Викторию Биляуэр мы встречаем в самом центре манежа. Под ее руководством четыре юные артистки повторяют комбинацию. Они синхронно встают на руки и держат баланс несколько счетов. Добиться таких результатов девочкам помогли регулярные тренировки.

«Цирк — это всегда про видимый итог. Сначала создается впечатление, что ничего не получается, а потом ребенок осваивает навык и делает то, что раньше казалось ему почти невозможным. И это мотивирует его пробовать снова и снова. Так и в жизни. Наши воспитанники смелее преодолевают трудности, потому что точно знают — они обязательно со всем справятся», — рассказывает Виктория Биляуэр.

Педагог прививает ребятам и ответственность. Невозможно второй раз произвести первое впечатление, считает Виктория Биляуэр, поэтому к каждому выходу на манеж воспитанники школы тщательно готовятся. Вместе они продумывают образы, обсуждают грим, музыкальное сопровождение и декорации.

«Костюмы для нас шьют костюмеры, а образы дети готовят сами. И это объединяет. Перед представлениями, например, старшие девочки помогают младшим делать прически, наносить грим и учат их бороться с волнением. Помню, одна наша воспитанница, совсем крошка, не могла выйти на манеж. Она была готова, собрана, но очень боялась публики. Тогда к ней подбежали старшие ребята и подарили столько поддержки, что все ее страхи рассеялись», — вспоминает собеседница mos.ru.

Не обойтись ребенку и без поддержки педагога, считает Виктория Биляуэр. Цирку она посвятила больше 30 лет и теперь прививает любовь к этому искусству детям.

«Я сама — цирковой ребенок. В цирке работали мои родители и даже бабушка с дедушкой. В этой атмосфере я и росла. В пять лет занялась эквилибром, а с 14 стала выступать наравне с цирковыми артистами. Верна семейным традициям осталась и в преподавании. Педагогом в школу я пришла на смену папе, который вел здесь занятия по эквилибру. Поэтому главной своей задачей считаю сохранить и приумножить существующую тут магию цирка», — добавляет собеседница mos.ru.

Она улыбается и провожает нас в зрительный зал. Гаснет свет, звучит музыка, и вместе с другими зрителями мы погружаемся в атмосферу представления, посвященного 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Премьера спектакля состоялась накануне 9 Мая.

Помощь многодетным родителям и содействие в трудоустройстве: как Москва поддерживает семьиВ Москве заработал сервис «Личный кабинет слушателя школы приемных родителей»Музыканты, танцоры и актеры: какие московские школы и колледжи готовят будущих деятелей искусства