Войти в почту

ЕГЭ – стань своим в экипаже «корабля дураков»

Раздевание школьников перед сдачей ЕГЭ вызвало омерзение и возмущение по всей стране. Но я выражу несколько иное мнение. Предположим, школьница Петрова сумела спрятать в нижнее бельё миниатюрный радиопередатчик. А далее сумела в режиме жёсткого наблюдения провести сеанс связи, выяснить нужную информацию и грамотно использовать её при написании тестов.

ЕГЭ – стань своим в экипаже «корабля дураков»
© Свободная пресса

Риторический вопрос, кто больше нужен стране, и кому отдать место в самом престижном ВУЗе – Петровой или зубриле Сидоровой, которая через несколько месяцев забудет заученную информацию и методы её использования?

Когда я поступал в МИФИ, там был огромный конкурс. Но в процессе учёбы выявилось множество неспособных зубрил. К примеру, моя приятельница-отличница через полгода после окончания МИФИ забыла закон Ома.

А кто не видел семейных скандалов:

– Дома некому розетку починить!

– А он у тебя кто по специальности?

– Экономист.

– А ты?

– Я МЭИ окончила, кафедру электромеханики!

Экзамен ЕГЭ порочен с самого начала. Вспомним, что о нём говорил ещё 20 лет назад Михаил Задорнов. Любой письменный тестовый экзамен необъективен. Поэтому письменный экзамен можно проводить только на элементарном уровне, дабы отсеять совершенно безграмотных претендентов, и только в качестве первого тура.

Письменный тест некорректен уже в силу возможности неоднозначных ответов. На вопрос «Когда началась Гражданская война в России?» есть десяток дат, которые можно считать правильными ответами, начиная с отречения Николая II и до мятежа белочехов.

Когда закончилась Гражданская война в России? Опять же несколько ответов – от ноября 1920-го до 1924 года: бегство Врангеля из Крыма, бегство Дитерихса из Владивостока, очищение от белогвардейцев Восточной Сибири и ухода японского флота с Камчатки.

А вот задачка из ЕГЭ по физике: Груз на вертикальной пружине проходит положение равновесия. Как при этом меняется потенциальная энергия?

Три ответа: увеличивается, уменьшается, не меняется.

Правильный ответ: отобрать у составителя диплом и дать ему хорошего пинка за полное незнание физики. Дело в том, что в этом случае потенциальная энергия системы в гравитационном поле уменьшается, а потенциальная энергия упругости пружины увеличивается. Дурак не объяснил, о чём идёт речь – об энергии сжатия пружины или об энергии гравитационного поля.

Обратим внимание, что катастрофа для абитуриента при двусмысленных вопросах происходит только на письменном экзамене (тесте). А на устном экзамене сдающий может объяснить всё преподавателю, а если тот не поймёт, то вызвать старшего преподавателя.

Большинство населения РФ уверены, что на ЕГЭ проверяются знания учащихся, полученные в школе. Увы, это не так. Простой пример: в ЕГЭ много лет обязательно присутствуют уравнения с параметром. При этом уравнение с параметром не изучают в школе и его нет в обычных школьных учебниках. Учителя отвечают: «Нанимайте репетиторов».

А зачем вообще нужны эти уравнения с параметром? В университетах на 2-м (!) курсе учащийся будет проходить функции нескольких переменных. И к этому курсу уравнения с параметром никакого отношения не имеют. А во многих технических вузах вообще не проходят функции нескольких переменных.

Из семи заданий 2-й части математики пять никогда не пригодятся даже в университетском курсе. Возьмём, к примеру, архисложные задачи с дикими построениями по геометрии. В вузах изучается только аналитическая геометрия (в координатах). А любые сверхсложные построения элементарно исполнить, используя компьютер. Отменили же у нас в школах черчение, рейсфедеры с тушью и др. А во всех вузах для изучения математического анализа и общей физики из геометрии хватает пары простых задач из первой части экзамена ЕГЭ по математике.

А вообще откуда вязалась система ЕГЭ? Её придумали в начале 1980-х годов во Франции. Туда из её бывших колоний хлынули миллионы мигрантов. Как олигархи, так и левые партии обрадовались и решили использовать мигрантов в своих корыстных целях, и выдвинули теорию «плавильного котла» (быстрая ассимиляция мигрантов).

Но тут возник вопрос, а что делать с неграмотными, незнающими французского языка и с совсем иным менталитетом детками мигрантов? И вот-то для них и была придумана тестовая система образования и сдачи экзаменов.

Сейчас все знают, что теория «плавильного котла» обанкротилась. Многие западные политики и историки считают, что благодаря мигрантам Западная Европа движется к катастрофе. Но в 2000 году группа лиц при невыясненных полностью до сих пор обстоятельствах навязала ЕГЭ России.

Сторонники ЕГЭ утверждают, что ЕГЭ уравнивает школьников всех регионов. Но все преподаватели МГУ и большая часть населения страны отлично знает регионы, где сдать на все баллы ЕГЭ – раз плюнуть. В результате в МГУ на филфак заявляются персонажи, плохо говорящие по-русски.

В Рособрнадзоре объявили, что «отказ от ЕГЭ возможен при появлении понятной и объективной альтернативы». Вопрос: а какие организации в РФ занимаются подготовкой оной альтернативы? Так что, Баба-ЕГЭ будет вечно живой?

Альтернатива ЕГЭ – это дореволюционная и советская системы образования. Экзамен должен проводиться в школе и только на основании школьного курса, прочитанного учителями, и на дюйм больше.

Надо ввести внутренние экзамены во всех вузах, что и было до 2000 года. Преподаватели вузов должны знать, кого они принимают, а не слепо верить региональным деятелям, проводящим ЕГЭ на местах.

А чтобы преодолеть блат, подкуп и другие болезни, иногда проявлявшиеся в советской системе образования, в самые престижные вузы (МГУ, МГИМО и т.д.) экзамены надо проводить публично, то есть под несколькими телекамерами, включая независимые организации. И выдавать в Интернет в режиме реального времени. Смухлевать тут будет практически невозможно.

А как быть талантливым ребятам из бедных семей в удалённых сёлах? Я сам в 1990-2000-х годах получал десятки писем из регионов от 13-15-летних мальчишек: «Рядом с нашей деревней старинное городище, не позже Х века, я облазил, обмерил, нашёл то-то, пытался найти в литературе – ничего нет» или «Рядом усадьба князей Пупкиных, я нашёл их родословную до XIV века. А раньше что? Помогите, Александр Борисович!»

Отвечал я редко, только когда гарантированно знал. А так, про большинство городищ наши учёные мужи не ведают, а родословную Пупкиных надо искать в архивах минимум два месяца.

Вот и связываться бы с такими ребятами университетским мэтрам, чтобы растить на истфаке учёных, а не толстозадых зубрил – дочек «новых русских».

И так не только с историей, но и с математикой, физикой, программированием и др. Ищите, профессора, самородков по всей стране. Или по крайней мере дайте им знать, что Ломоносовых у нас ждут во всех университетах страны. Сами придут, без всяких ЕГЭ.