Взгляд со стороны: как предпринимателю сделать выбор между коучем и психологом
Наталья Пахалева - Канд. экон. наук, сертифицированный по международным стандартам коуч PCC ICF, спикер и преподаватель Академии Коучинга EDPRO (Сколково). Сегодня при отсутствии у топ-менеджера компании работы с психологом или ментором к нему возникают вопросы — это показывает, что у сотрудника нет амбиций, ведь он не работает с собой. Однако далеко не всегда можно быстро понять, какой специалист нужен предпринимателю в данный момент. В чем состоит разница в компетенциях и подходе коуча и психолога? Изображение от freepik В чем разница между ментором и психологом Психология — это всегда работа пережитыми в прошлом травмами. Она направлена на улучшение состояния человека, его жизни, формирование умения жить внутри имеющихся травмирующих процессов и постепенно их прорабатывать. Безусловно, сейчас существует и когнитивно-поведенческая психология, которая работает, в том числе, и на будущее. Но все же психолог — это про прошлое. Ментор может обладать знаниями психологии, но он не работает с травмами — фокус его внимания нацелен на то, чтобы помочь клиенту из точки «здесь и сейчас» двигаться в будущее. Коучинг — тоже про настоящее и будущее, прошлое он затрагивает только для поиска ресурсов, позитивного опыта, какой-то ценности. Психологи подходят к работе с клиентом с позиции эксперта, который обладает определенными знаниями, опытом и методиками работы, способными помочь понять и решить имеющиеся у человека проблемы. Коуч и ментор же встают на позицию партнера, помогая предпринимателю самостоятельно исследовать свой опыт, мысли, найти ответы на вопросы, принять верное решение для достижения желаемой цели. Цели коучинга и менторинга Коуч либо ментор нужен предпринимателю, который желает построить индивидуальную стратегию развития и двигаться вперед и вверх. Специалист помогает понять, что у клиента уже есть, сформулировать запрос на то, какую точку хочется достичь, и идти к ней через коучинговую технологию, параллельно стимулируя внутренние изменения. Частые причины обращения предпринимателей к коучу или ментору: • наличие «синдрома самозванца»; • финансовый или «стеклянный» потолок; • обесценивание; • прокрастинация; • утрата веры в cвой бизнес или желание развиваться в новом направлении. Цели психологической помощи К психологу предпринимателю нужно идти, чтобы работать со своим состоянием, главным образом эмоциональным, душевными потрясениями, конфликтами, расстройствами, депрессией, тревожностью. Допустим, чтобы прекратить повтор какого-либо сценария в жизни, например постоянное разочарование в партнерах. Установить причину психосоматических явлений — предприниматели, особенно управленцы, сталкиваются с ними довольно часто. Простыми словами, разобраться с прошлым для того, чтобы стало легче сейчас. Психолог может помочь предпринимателю: увидеть, как его личные качества отражаются на бизнесе и управленческой деятельности; улучшить технику ведения переговоров; помочь справиться со стрессом, перфекционизмом, научиться делегировать; проработать страхи и ограничивающие убеждения, которые препятствуют личному росту и масштабированию бизнеса. Рекомендации по выбору ментора и психолога Психолог обязательно должен иметь профильное образование, лучше — если оно не одно. Также при выборе специалиста предпринимателю нужно посмотреть, с какими запросами он в первую очередь работает, и его профиль. К примеру, психологи с юнгианским подходом специализируются на архетипировании и работе с теневыми субличностями и помогают лучше понять себя. Гештальт-терапевты — выявить причину своих тревог, регрессологи — проработать прошлое и разобраться, почему и как оно влияет на настоящее. Классические психологи — с широким кругом душевных проблем. Ментор помимо специального образования должен иметь бизнес-бэкграунд. Хороший ментор — это предприниматель с богатым прошлым и социальным капиталом. Выбор специалиста нужно делать на основании имеющегося у него опыта — управленцам нужно обращаться только к бывшим или действующим управленцам, а также кругу общения, ведь менторинг всегда подразумевает нетворкинг. Коуч должен обладать как бизнес-опытом, так и специализированным образованием, а также сертификатом, который подтверждает знание методик и практический опыт. Срок обучения для получения сертификата профессионального коуча в ICF составляет минимум 128 часов. Для подтверждения других уровней сертификации — АСС, РСС или МСС — специалист должен провести 100, 500 или 2500 часов практики соответственно. Оптимально, если в дополнение к этому коуч получил и образование психолога. Хорошие коучи работают в узкой нише, они никогда не рекламируют себя как экспертов «по всему и сразу». Важно, чтобы эксперт, вне зависимости от того, коуч это или психолог, был проявлен в медиапространстве. Изучение его соцсетей и публикаций в СМИ поможет определить, насколько позиция, манера общения и ценности специалиста близки клиенту по духу. Еще один нюанс — действительно эффективный коуч, ментор или психолог всегда соблюдает конфиденциальность, рассказывая о своих кейсах. Это тонкий момент, который ярко показывает, что эксперт не нуждается в такого рода рекламе, а значит, востребован. А востребованным может быть только эффективный специалист.