Платные отделения вузов просят сделать дешевле для хорошистов

Платные отделения вузов просят сделать дешевле для хорошистов

Платные отделения вузов просят сделать дешевле для хорошистов
© Пульс Live

Петербургский депутат предлагает прогрессивную шкалу цен за образование в зависимости от результатов ЕГЭ.

Недобрав один балл, многие поступающие вынуждены идти на платное отделение вузов и ссузов. И стоимость образования для них такая же, как и для махровых троечников. Петербургский депутат Андрей Рябоконь считает это несправедливым. Он предлагает министру просвещения Сергею Кравцову ввести дифференцированную шкалу оплаты в зависимости от школьной успеваемости. Эту идею в Госдуме поддерживают, считая, что дальнейшим стимулом уже для студентов могут быть скидки и повышенные стипендии.

По вине демографии

Выпускники девятых классов, которые не планируют продолжать обучение в школе, обычно поступают в профессиональные училища и колледжи на основе конкурса аттестатов. Те же, кто закончил 11 классов, после сдачи ЕГЭ подают документы в высшие учебные заведения.

Однако в ближайшие годы поступать будет сложнее, поскольку растет число выпускников, родившихся в период бэби бума, начавшегося приблизительно в 2008 году. Высокая конкуренция и ограниченное количество бюджетных мест могут привести к тому, что многие талантливые ученики с высокими оценками не смогут поступить на желаемую программу обучения.

Выпускники, привыкшие к большим группам в детских садах и школах, скоро столкнутся с конкуренцией при поступлении в вузы, предупреждает Рябоконь. Хотя количество бюджетных мест немного увеличилось за последние годы, это не решает проблему высокой конкуренции. В результате многие талантливые абитуриенты могут остаться за пределами учебного процесса, не добрав всего один-два балла. Даже для поступления в средние специальные учебные заведения требуется средний проходной балл 4,5-4,8, а для престижных направлений в вузах - сумма баллов по трем предметам может достигать 250.

Абсолютные отличники, возможно, смогут пройти отбор, однако тем, кто немного не дотягивает до их уровня, придется искать другие варианты учебных заведений, поскольку ситуация будет схожей. Это особенно актуально с учетом того, что после начала специальной военной операции часть мест была зарезервирована для детей участников СВО. Также стоит учитывать, что подростки из льготных категорий, имеющие приоритет при зачислении на бюджет, продолжают оставаться в системе образования. Таким образом, для многих студентов единственным вариантом остается платное обучение. Отличники, хорошисты и те, кто едва справляется с учебой, будут платить одинаковую сумму за обучение, и Андрей Рябоконь считает такую ситуацию несправедливой.

В своем письме министру просвещения Андрей Рябоконь указывает на две важные тенденции в сфере высшего и среднего специального образования: сокращение числа бюджетных мест, доступных для абитуриентов, не относящихся к льготным категориям, и увеличение стоимости обучения темпами, опережающими инфляцию. Он подчеркивает, что это приводит к тому, что сильные, но не набравшие достаточное количество баллов абитуриенты не могут получить высшее или среднее специальное образование из-за его высокой стоимости, в то время как слабые абитуриенты из состоятельных семей имеют такую возможность. Рябоконь считает, что стоимость обучения не должна быть одинаковой для тех, кто недобрал один балл, и для тех, кто еле перешагнул через минимальный порог.

По его мнению, необходимо, во-первых, стремиться к увеличению бюджетных мест пропорционально росту количества поступающих льготников: если выделили сотню мест по квоте, то следует добавить и сотню обычных мест. Во-вторых, рекомендовать вузам дифференцировать стоимость обучения в зависимости от баллов ЕГЭ, полученных абитуриентом, а ссузам — в зависимости от среднего балла в аттестате.

«Таким образом, индексация стоимости обучения должна коснуться лишь абитуриентов, имеющих низкий балл, а стоимость обучения для тех, чей балл близок к проходному, должна даже понизиться. Варианты стимулов могут быть разными. И, возможно, министерство может лишь дать рамочные установки. А решение о размере «вилки» должно остаться за образовательными учреждениями. Например, тем, кто недобрал один-два балла, позволить учиться с 10-процентной оплатой или иной незначительной долей на усмотрение учебного заведения. Хорошисты, которые из-за высокой конкуренции не смогли поступить, платили бы по 30 процентов. И только остальные шли по полной стоимости», — пояснил петербургский парламентарий.

Скидки за знания

Первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова разделяет эту идею и считает, что систему оплаты обучения в вузах следует пересмотреть не только при поступлении, но и в процессе обучения. Она считает несправедливым, что все студенты платят одинаковую цену независимо от результатов сессии.

«Поддержу дифференцированную оплату, где стоимость обучения будет зависеть от того, как студент сдал экзамены, и от его успеваемости. Те, кто демонстрирует высокие результаты, получают скидки или повышенные стипендии, а те, кто не прилагает усилий, платят больше», — прокомментировала парламентарий петербургскую идею.

По мнению Лантратовой, возможность платить меньше станет хорошим стимулом для студентов, которые будут ответственнее относиться к учебе: «Такая система будет справедливой по отношению к тем, кто действительно старается — признание их усилий. Это важный шаг к повышению качества образования и стимулированию студентов к самосовершенствованию», - цитирует политика «Парламентская газета».

Фото: «Парламентская газета»

Сергей Михневич