Лошади, бабочки и умные технологии: как устроен детский центр реабилитации и образования № 7
Покататься на лошадях, озвучить мультфильм и позавтракать с белыми медведями — так проводят время дети с особенностями здоровья в центре реабилитации и образования № 7, который находится на берегу Истринского водохранилища. Вместо привычных классов и отрядов здесь автономные города, а мобильные телефоны заменяют умные часы.
Как проходит в центре летняя смена, чему учатся дети у педагогов, какие современные технологии помогают ребятам в реабилитации и социализации — в репортаже mos.ru.
Белые медведи накладывают сырники
Центр реабилитации и образования № 7 встречает гостей туевыми рощами, газонами, клумбами и фигурами белых медведей, которые считаются местными символами и достопримечательностью. Дети и педагоги придумали ему неофициальное название — Республика Семь. И действительно, комплекс напоминает маленькую страну со своими правилами и традициями.
На огромной территории расположены спальные и учебные корпуса, футбольное поле, летний бассейн, спортивные площадки, конюшня, веревочный парк и даже собственная этнодеревня. Сюда приезжают москвичи в возрасте от 6,5 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, например с заболеваниями эндокринной и сердечно-сосудистой систем, крови, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания и чувств. Дети здесь живут, проходят реабилитацию, учатся, реализуют творческие проекты и участвуют в самоуправлении отрядов.
В центре 22 жилых, учебных, игровых и лечебных корпуса. Наша экскурсия начинается с клуба, который считается сердцем учреждения. У крыльца стоят трехколесные скутеры с широкими сиденьями для маломобильных воспитанников, а у входа на первом этаже привлекает внимание стойка с разноцветными зонтиками. Дети берут их в дождливую погоду.
Цифровые технологии здесь встречаются буквально на каждом шагу. На стенах чирикают нарисованные воробьи, стучат клювами дятлы, крякают утки и поют соловьи — благодаря специальным датчикам птицы реагируют на движения, издавая звуки. В библиотеке преподаватели с гордостью демонстрируют огромный 3D-макет центра с цифровым сопровождением. Если навести камеру планшета на какую-либо его часть, можно совершить виртуальное путешествие в любой отдаленный уголок. А иллюстрации в книге с помощью экрана смартфона оживают и рассказывают истории про Чебурашку или кота Матроскина, озвученные самими детьми.
В клубе есть концертный зал, арт-студия, телестудия, где выпускают ежедневную сводку новостей, студия озвучивания мультфильмов и большая интерактивная столовая. Когда садишься за стол, на нем появляется 3D-проекция: белые медведи, проезжая на паровозике вокруг тарелок, накладывают в них сырники и поливают блюдо сгущенкой. На поверхности соседнего столика вокруг кипящей кастрюли плавают рыбки, а медведи ловят их на удочки. Проекты дополненной реальности разрабатывают сами педагоги, используя отечественное программное обеспечение.
Лечение бабочками
Реабилитационный курс в Республике Семь бесплатный и длится 24 дня. Для его получения необходимо обратиться в любой филиал Московского городского центра реабилитации столичного Департамента труда и соцзащиты населения. Сейчас 160 воспитанников осваивают общие и адаптированные образовательные программы, проходят комплексную реабилитацию, занимаются спортом, творчеством, общаются и отдыхают на свежем воздухе вдали от мегаполиса.
«В центре для каждого воспитанника специалисты выстраивают индивидуальный реабилитационно-образовательный маршрут, для этого проводится диагностика в начале и в конце заезда. Полученные показатели позволяют отследить динамику здоровья ребенка, изменения в его психоэмоциональном состоянии и уровне социализации. Все это находит отражение в цифровой платформе, которая позволяет вести мониторинг оказанных реабилитационных и образовательных услуг, собирать в одном окне информацию о воспитанниках и формировать их профили», — говорит Светлана Войтас, директор центра реабилитации и образования № 7.
Реабилитация включает несколько направлений. Это такие классические процедуры, как массаж, водолечение, релаксация и сенсорная терапия, а еще инновационные методики с дополненной реальностью, различные виды спортивных занятий, например танцы, йога в гамаках, пилатес и борьба, оздоровительно-развивающая верховая езда и уникальная бабочкотерапия. Последнее — авторская запатентованная технология, которая применяется в центре уже несколько лет.
«Общение с бабочками хорошо влияет на эмоциональное состояние детей. Они учатся заботиться о насекомых и дают им имена», — рассказывает учитель химии и биологии Надежда Токарева.
Бабочки проживают в одном из корпусов. Дорогу туда указывают надписи на валунах, которые заменяют навигаторы. В прозрачных террариумах-инсектариумах по соседству с махаоном и павлиньим глазом поселились экзотические жуки-палочники и непритязательные муравьи. Насекомые настолько ручные, что бесстрашно садятся на детские ладони, чтобы угоститься апельсиновым нектаром.
Покататься на лошади и погладить дельфина
Двухэтажный реабилитационный корпус наполнен техническими новшествами и передовым оборудованием с VR-технологиями. Умные тренажеры предлагают задания разного уровня сложности, направленные на развитие моторики, координации движений, мышления и социально-бытовых навыков в формате игры. На медиапанели всплывают проекция и задания, например открыть кран, налить воду в чайник и поставить его на огонь. После каждого выполненного упражнения загорается звездочка.
Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата предлагают погладить и покормить дельфина на морском побережье или бросить ему мячик. Виртуальная проекция дополняется звуками прибоя и криками чаек, поэтому выглядит реалистичной.
«С каждым выполненным заданием ребенок улучшает свои навыки. Например, обычная 40-минутная зарядка дается тяжело — дети начинают уставать и скучать, а когда это выглядит как интересная игра, они теряют счет времени», — рассказывает медсестра Галина Смирнова.
Недалеко от корпусов находится конюшня, где юных наездников ждут пять лошадей разных пород с заплетенными в косы гривами. Детей в защитных шлемах усаживают в седла, после чего они с педагогами начинают делать упражнения. Оздоровительно-развивающая верховая езда помогает при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, ожирении, искривлении позвоночника и даже при проблемах с речью.
«Общение с лошадьми благотворно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Каждая из них обучена специальной ходьбе. Шаг должен быть очень мягким и четким, чтобы создавались определенные колебания. Для работы с детьми лошадей тщательно отбирают: требуются абсолютно спокойные, уравновешенные животные, которые не пугаются резких звуков и движений», — объясняет педагог дополнительного образования Дарья Федорова.
Лыжи, шашки и мыльные пузыри
Цифровые технологии применяют и в образовательных программах. Школьники учатся программированию, занимаются с роботами и в симуляторе с помощью VR-шлемов. Летом уроков в центре нет, вместо этого работают творческие мастерские, научные лаборатории и спортивные секции. Из 48 направлений воспитанники могут выбрать для себя самые интересные. Одни ребята осваивают на стадионе коньковый ход на лыжах, только вместо снега скользят по специальному пластиковому покрытию, другие катаются на веломобилях, а на полянке по соседству надувают огромные мыльные пузыри. В учебных корпусах тоже не скучают: здесь распевают скороговорки, делают брелоки из пазлов с помощью 3D-ручки, раскрашивают виртуальную картину Ивана Шишкина и сражаются в шашки с компьютером.
«Наша Республика Семь состоит из 14 городов — Верного, Солнечного и других. В первые дни смены в них проходят выборы мэра и назначается кабинет министров. Так ребенок сразу попадает в игровой проект, где у него прописаны задачи, которые он должен выполнять в команде. Например, министр охраны здоровья следит, чтобы все мыли руки. А с начала года мы открыли факультеты, на которых кураторами выступают педагоги. Так, учитель информатики возглавил факультет реставрации мебели, учитель математики — факультет ветеринарии, а преподаватель физкультуры на факультете инжиниринга вместе с детьми делал футуристические светильники из труб», — рассказывает Светлана Войтас.
Чтобы дети лучше социализировались, в центре есть правило — никаких смартфонов. Для связи с родителями всем воспитанникам выдают умные часы. В конце каждой смены города могут выбрать себе поощрение: торжественный обед в виртуальной столовой или посиделки у костра. А накануне отъезда все дети участвуют в большом спектакле, на который приглашают родителей.
Год семьи: какие социальные меры поддержки действуют в городеВсероссийский центр для одаренных незрячих детей в Москве открыл набор на новый учебный годСкафандры и невесомость для пациентов: реабилитационные центры Москвы успешно применяют космические технологии