Львова-Белова: Ордер МУС на мой арест мешает детям воссоединиться с семьями
Семьдесят детей из 52 семей воссоединились со своими родственниками, проживающими на Украине и в других странах, с помощью Института детского уполномоченного. В четверг 20 июня на встрече с российскими и иностранным журналистами в МИД РФ уполномоченный по правам ребенка Мария Львова-Белова представила третий бюллетень о своей деятельности во время СВО.
"Несмотря на беспрецедентные санкции, давление и обилие дезинформации о России, мы продолжаем свою работу, которая основана на понятных в каждом обществе ценностях - милосердии, справедливости, неравнодушии, - отметила Мария Львова-Белова. - В апреле прошлого года дан старт акции "Детям в руки". К нам поступают запросы от семей с детьми. Гуманитарные конвои доставляют необходимый груз в пять регионов, в том числе, и в Белгородскую область. С 2023 года наши штабы обработали более 3600 обращений. Адресную помощь получили 1490 детей".
В этом году в штабы поступило 460 обращений. В рамках акции "Детям в руки" отправляются не только продуктовые наборы, средства личной гигиены, книги, канцелярские принадлежности. Институт детского уполномоченного также старается оказать семьям с детьми помощь в улучшении жилищных условий, в оформлении документов и соцвыплат.
По словам Львовой-Беловой, особое внимание уделяется и психологической поддержке детей.
"Мы продолжаем проводить уникальные подростковые смены "Послезавтра" для детей, которые пережили опыт военных действий, - рассказала она. - В них принимают участие дети из наших исторических регионов и обстреливаемых сегодня Брянской, Курской и Белгородской областей".
Институт детского омбудсмена приглашает в детские лагеря педагогов, психологов, вожатых, помогающих детям восстановиться после пережитого стресса.
С августа 2022 года участниками смен стали 2700 подростков. В этом году впервые провели две семейные смены, участниками которых стали 60 семей из ДНР, ЛНР, Запорожской и Белгородской областей.
"Я видела, как мамам и папам, многие из которых участники СВО, было важно побыть со своими детьми под мирным небом, - рассказывает Львова-Белова. - Папы признавались, что они дома не успевают уделять внимание своим детям, особенно сыновьям, а тут появилась возможность увидеть, как они растут и меняются. А мамы говорили, что не помнят, когда последний раз отдыхали".
Опыт психологической службы проекта позволил подготовить методическое руководство по работе с детьми из зон боевых действий для специалистов на местах.
По словам Львовой-Беловой, независимые эксперты проводят исследования с участием детей, пострадавших от боевых действий на Украине, в том числе, переданных под опеку. Уже проведено более 100 интервью с детьми в возрасте 11-17 лет и их законными представителями. Полный отчет будет представлен осенью, но первые результаты уже есть.
"В интервью дети отмечают, что переезд повлиял на их ценности и установки, - рассказывает детский уполномоченный. - Так, 16-летний парень рассказывал, что жизнь его очень сильно изменилась, появились возможности заниматься спортом, изменять себя в лучшую сторону. Удивительно, но для многих детей переезд стал возможностью познакомиться со своими братьями и сестрами. Одна 16-летняя девочка рассказала, что не виделась с сестрой, потому что они были в разных детдомах, сейчас они находятся в семье, которая дала им возможность познакомиться".
В ходе исследования обнаружилось, что многие дети, попавшие в семьи, впервые прошли полное медицинское обследование.
"Хочу подчеркнуть, что из 27 ребят, которых нашли в подвалах и на улицах Мариуполя и которые были устроены в приемные семьи, уже 12 достигли совершеннолетия, 10 по собственному решению остались жить в России, двое уехали на Украину, - отметила Мария Львова-Белова. - Одному из них, Богдану Ермохину, мы помогли воссоединиться с двоюродной сестрой перед его 18-летием".
Ежегодно в аппарат детского уполномоченного поступает не менее 100 обращений, касающихся трансграничных семейных споров.
"В этом году уже поступило 52 обращения, большинство из них из Украины, Франции, США, Германии и Испании, - говорит Мария Львова-Белова. - Бывает, что родители не могут прийти к согласию по вопросам места проживания ребенка. Детей увозят к другим родственникам или на отдых за границу и назад не возвращают. Каждый случай мы рассматриваем индивидуально. Так, маме с детьми, проживающей в Чехии, пришлось сбежать назад в Россию. Отец, гражданин Украины и Чехии, избивал и угрожал ей отобрать детей. Он подал иск о возвращении детей в Чехию, но наш суд отказал вернуть детей. Мама с детьми живет в России, у нее все хорошо.
Детский омбудсмен отметила, что на данный момент в странах Евросоюза находятся несовершеннолетние граждане Украины, которые во время СВО были разлучены со своими родственниками, гражданами Украины, вступившими в гражданство России. Эти дети или находились на территории ЕС с родственниками, прибыв туда после начала СВО, или были вывезены в Европу в составе украинских соцучреждений.
"Их родители проживают сейчас на территории России, но не имеют возможности забрать детей самостоятельно и просят помощи, - рассказала Мария Львова-Белова. - Сейчас мы активно работаем с этими ситуациями".
Аппарат детского уполномоченного России последовательно занимается воссоединением детей с семьями. Уже удалось воссоединить девять детей с пятью семьями в России, а также 70 детей с 52 семьями на Украине. С октября 2023 года в этой работе активно участвует государство Катар.
На вопрос российского и французского журналистов, мешает ли ей ордер на арест, выданный МУС в прошлом году, Львова-Белова ответила, что, прежде всего, ордер препятствует скорейшему воссоединению детей с семьями. Она рассказала, что в Бельгии есть комиксы, где детский омбудсмен изображен в виде Бабы-Яги, которая крадет детей. Фейки и искаженная информация о работе российского детского омбудсмена вынуждают родителей опасаться и не обращаться своевременно за помощью.
"Ордер мешает нам вести работу, которую мы могли бы делать быстрее, если бы родители не боялись к нам обращаться, - говорит Мария Львова-Белова. - Но в ситуации, когда уже никто не может помочь, все равно обращаются. Сейчас мы существенно сократили сроки - обращения обрабатываем в течение двух дней, а срок передвижения детей сократили до недели".
Она также рассказала журналистам, что Институт российского детского омбудсмена проверил достоверность информации, которая публикуется на созданном Украиной сайте "Дети войны".
- Это фейки, - сообщила Львова-Белова. - Мы проверяли эти списки. Большая часть семей уже давно нашлись. Некоторые семьи вообще не подавали никаких заявлений. Поэтому все эти данные не имеют под собой никакого основания. Таких списков, где будет написано "Пропал Иванов Василий Васильевич такого-то года рождения" я могу опубликовать тысячи. По международному принципу, заявитель должен подтвердить о себе информацию.
Она подчеркнула, что Институт детского уполномоченного России работает со всеми государствами и напомнила главный принцип правозащитной помощи - "Чужих детей не бывает".