Войти в почту

С урока - в карьеру: в трех регионах РФ подвели итоги школьной профориентации

Где родился, там и пригодился - этот принцип стал основным для школьников 6-11 классов трех регионов России. В рамках федерального профориентационного курса "Россия - мои горизонты" в Ямало-Ненецком автономном округе, Мурманской области и Республике Башкортостан целый год шли занятия с прицелом на будущую карьеру в своих регионах.

С урока - в карьеру: в трех регионах РФ подвели итоги школьной профориентации
© Российская Газета

Напомним, курс профориентации с этого учебного года - обязательная часть школьной программы 6-11-х классов.

Ученики знакомились с профессиями, востребованными в их регионе, ключевыми работодателями и учебными заведениями, а также проходили профдиагностику на подбор подходящих профессий в соответствии с их интересами, талантами и способностями. Материалы для занятий и профдиагностику подготовили эксперты компании "Профилум".

Как показали результаты профдиагностик по всем трем регионам, роль среднего профобразования заметно выросла, хотя большая часть школьников все еще мечтает о поступлении в вузы.

Так, среди учеников 6-11 классов высшее образование выбирают примерно 45 процентов во всех трех регионах, а колледжи - около трети.

После первого года профориентационных занятий самым популярным во всех трех регионах направлением стали инженерные и технические науки. Чуть меньше подростков выбирают математику и естественные науки. Дальше уже многое зависит от того, куда дети собираются поступать. Для тех, кто идет в колледжи, на третьем месте в ЯНАО и Башкортостане - информатика, в Мурманской области - медицина и здравоохранение. Среди поступающих в вузы в ЯНАО и Башкортостане - науки об обществе (юриспруденция, социология, экономика и другие), а в Мурманской области - информатика.

Школьников спрашивали и о том, кем они планируют стать в будущем. Как оказалось, после знакомства с запросами рынка многие дети хотят работать в приоритетных для регионов отраслях - промышленность, машиностроение, логистика, строительство, ИТ, медицина, образование.

Аналитики сравнили предпочтения школьников в начале изучения курса и в его конце. Выяснилось, что во всех трех регионах часть учеников, которые до этого планировали уехать из региона, решили остаться, чтобы работать и учиться дома.

По словам директора по региональному развитию "Профилум" Ивана Зилотова, занятия по профориентации расширяют кругозор, позволяют подросткам узнать о многообразии вариантов карьерного развития и определиться с будущим.

"Подробное изучение рынка труда, отраслей и специализаций позволяет избежать риска несовпадения ожиданий от профессии с реальностью, - отмечает эксперт. - А по данным профдиагностик регионы могут понять, чего ждут школьники, сопоставить эти ожидания с образовательным предложением, с задачами местного рынка труда и экономики. Занятия по профориентации уже учитывают тренды развития профессий, а также данные о кадровых потребностях регионов, в том числе в горизонте планирования в несколько лет".

Комментарии

Диана Кузнецова, министр образования и науки Мурманской области:

"Современные школьники - это будущее региона, потенциал его развития, поэтому важно общаться с нынешними подростками, узнавать, что их интересует, какие планы они строят, чего хотят от жизни. Мурманская область - динамично развивающийся регион, где создаются условия для самореализации молодежи. Важно, чтобы выпускники школ знали обо всех возможностях выбора профессии и построения успешной карьеры в родном крае. Правительство Мурманской области поддерживает проекты, которые помогают нашим школьникам определиться с будущей специальностью и понять потенциал развития региона".

Марина Кравец, директор Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа:

"Работа с молодежью - важная часть для развития экономики региона, поскольку именно сегодняшние школьники уже через несколько лет смогут работать в приоритетных отраслях и обеспечивать их рост. Для выбора будущей профессии в школе важно рассказывать о карьерных и профессиональных возможностях, которые открываются в родном округе. Объяснять, какие специалисты сейчас нужны, как они смогут профессионально развиваться, где работать и столько зарабатывать. Это поможет как региону - в развитии человеческого капитала, так и самим ученикам - сделать один из важнейших выборов в их жизни осознанно".

Ильдар Мавлетбердин, министр образования и науки Республики Башкортостан:

"Изучение локального рынка труда в школах оказалось очень полезным. С одной стороны, оно помогло ученикам познакомиться с экономикой региона, узнать о специалистах, которые сейчас очень нужны. Школьники увидели перспективы развития и карьерные возможности, и в итоге часть детей, которые до этого планировали уехать из региона, передумали: решили остаться учиться и работать у себя дома. С другой стороны, занятия подсветили места, где еще нужна работа - например, какие отрасли из приоритетных не пользуются популярностью у школьников, и их нужно популяризовать".