Профессор МГППУ рассказала RT о феномене российской семьи

Современные супружеские пары стремятся создать оптимальные условия для развития семьи. Об этом в преддверии Дня любви, семьи и верности в интервью RT рассказала профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» МГППУ, кандидат психологических наук Наталья Авдеева. При этом ключевой проблемой российской семьи остаётся жилищный вопрос — из-за трудностей получения отдельной жилплощади молодые люди часто откладывают рождение первого ребёнка, полагает специалист.

— Как бы вы описали классическую российскую семью? Есть ли у неё некие цивилизационные особенности?

— Российская семья — это, как правило, так называемая нуклеарная семья, которая состоит из супругов, одного или двух детей. Российская семья, как и западная, живёт отдельно от старшего поколения, но при этом она не утрачивает эмоциональную связь с ним. И в этом российская семья близка к восточной. Наши бабушки и дедушки активно участвуют в делах нуклеарной семьи, помогают молодым в решении материальных вопросов и заботе о детях.

Оба супруга в российской семье, как правило, работают и стремятся к самореализации в карьере и других сферах. Они не замыкают жизнь на детях, но и не дистанцируются от них. По этой причине супруги широко пользуются услугами детских садов, нянечек, снимая нагрузку со своих родителей.

Таким образом, в российской семье размыты традиционные роли добытчика и хранительницы домашнего очага. На мой взгляд, это положительное явление, которое выравнивает права и обязанности мужчин и женщин.

Более того, в современной российской семье папа гораздо глубже, чем в советские годы, погружён в бытовые дела, а также в заботу и воспитание маленьких детей. Становится нормальным, когда мужчина присутствует при родах, уходит в декрет или ставит карьеру на паузу для ухода за детьми, каждый день отводит малышей в детский сад и гуляет с ними по вечерам.

Такая вовлечённость отца позволяет женщине уделять больше времени самореализации и высвобождает у неё энергию, которую она в конечном итоге возвращает в семью.

Для мужчины такая привязанность к детям становится источником положительных эмоций. Это своеобразная психотерапия и профилактика стресса на работе. Близость к малышу очень хорошо прокачивает эмоциональный интеллект мужчины. Он автоматически закрывает массу проблем в отношениях с женой и коллегами.

На мой взгляд, развитый эмоциональный контакт отцов с маленькими детьми — это главное достижение эволюции российской семьи за последние два-три десятилетия. Отрадно, что и сами российские мужчины воспринимают такой подход к детям как абсолютно мужской.

По моим многочисленным личным наблюдениям и наблюдениям других психологов, полноценная родительская роль отца делает ребёнка любого пола более отзывчивым и снимает тревожность, если она присутствует.

— Какие проблемы, трудности, разногласия присутствуют в российских семьях?

— Вовлечённость отца в заботу и воспитание свойственна, конечно, не всем мужчинам. Речь идёт о большинстве пап и о том, что их количество постоянно растёт. Это видно, если вы просто пройдёте по дворам наших городов, и это не может не радовать.

Если говорить о проблемах российской семьи, то их основной массив так или иначе связан с материальным фактором. Как и прежде, остро стоит жилищный вопрос. Ведь семья непременно должна быть отдельным проектом от своих родителей. Я, как и другие психологи, не рекомендую долго жить вместе со старшим поколением.

Усилия почти всех молодых пар устремлены на накопление денег, которое пойдёт на первоначальный взнос по ипотеке. Молодым людям приходится много работать. Нередко они откладывают свадьбу и рождение детей.

Средний возраст в России вступления в первый брак уверенно перевалил за 25 лет, при этом в позднем СССР свадьбы спокойно устраивали в студенчестве. Средний возраст женщины, у которой появляется первый ребёнок, тоже сдвинулся вправо на шесть — восемь лет.

Лично я не считаю такое положение дел чем-то критичным — в конце концов, с возрастом накапливается жизненный опыт, необходимый для воспитания детей. Однако если государство действительно хочет радикально увеличить рождаемость, то ему необходимо оказывать более серьёзную помощь с обеспечением жилья — субсидировать цены на квартиры, ставки по ипотеке, создавать другие формы поддержки.

В основном к психологам приходят не с проблемами и жалобами, как это было сравнительно недавно. Сейчас у супругов большой запрос на освоение базовых психологических знаний и консультирование по созданию оптимальных условий для развития семьи.

Мужчины и женщины в браке чаще всего спрашивают, как вести себя в той или иной ситуации, как реагировать на поступки своего партнёра, приходят за рекомендациями по воспитанию детей.

Это тоже очень значимая положительная тенденция. Она говорит о том, что в российских семьях снижается агрессия, эмоциональная напряжённость, растёт понимание важности соблюдения личного пространства, уважения к потребностям и интересам друг друга.

Между тем просвещения, о котором я говорю, катастрофически не хватает. Наши граждане нередко смотрят ролики с некомпетентными самонадеянными людьми, которые называют себя психологами и раздают неадекватные советы. Это блогеры, «коучи» и другие шарлатаны разных мастей, прибегающие к примитивным манипуляциям с сознанием.

Нашей стране необходим как минимум некий гид по источникам получения достоверной информации о взаимоотношениях между супругами и воспитании детей. Важно, чтобы в этот процесс было вовлечено и телевидение путём создания передач, где присутствует серьёзный разговор о трудностях и способах их преодоления.

Также как психологу мне хотелось бы видеть больше именно российских исследований на тему семьи.

— Как бы вы охарактеризовали роль семейного психолога? Насколько часто к нему стоит обращаться?

— Наши люди перестают воспринимать психологическую помощь как нечто ненормальное и уж тем более постыдное.

Скажу сразу: нет никакой необходимости постоянно ходить в кабинет к психологу. Частая консультация — это как раз маркер того, что перед вами шарлатан, заинтересованный только в выманивании денег.

К психологу необходимо обращаться в ситуациях, когда оба супруга неоднократно, но безуспешно пытались урегулировать возникшие между ними разногласия. Причём совершенно нормально, если на консультацию начнёт ходить сначала один супруг.

— По каким ещё критериям можно вычислить псевдопсихолога?

— Для консультирования и психотерапии у настоящего специалиста должен быть научный бэкграунд. По-хорошему это кандидат психологических или медицинских наук, преподаватель государственного вуза, сотрудник научно-исследовательского учреждения.

Также псевдопсихологи очень любят прикрываться психоанализом, убеждая человека в том, что «все его проблемы из детства». Поэтому они призывают жертву как можно больше рассказывать о первых годах жизни и, соответственно, почаще к ним приходить.

— Стоит ли консультироваться с психологом молодым людям до заключения брака?

— В России расширяется практика добрачного консультирования. Это тоже очень положительная тенденция в нашем обществе, которая способна сократить количество разводов после первых лет свадьбы. Даже одного-двух посещений психологического кабинета бывает достаточно, чтобы будущие супруги смогли ещё «на берегу» предупредить многие трудности и разногласия.

— Что обычно советует психолог мужчине и женщине, которые решили создать семью?

— Психолог всегда говорит о том, что после свадьбы каждый становится главным моральным авторитетом друг для друга. То есть главным человеком для жены становится муж — и наоборот. Если молодые принимают данное правило, то в будущем они оградят себя от чрезмерного вмешательства старшего поколения, которому, будем честны, свойственна излишняя назидательность.

Также миссия психолога состоит в том, чтобы определить мотивацию молодых людей. Ведь нередко браки заключаются на волне так называемого конфетно-букетного периода, когда будущие супруги не видят недостатков друг в друге и не думают, как они будут самостоятельно устраивать быт.

В таких случаях я рекомендую не торопиться. Нет ничего плохого, если молодые люди поживут какое-то время вместе, немного привыкнут друг к другу. Однако я постоянно повторяю, что руководствоваться только рациональными мотивами при вступлении в брак тоже нельзя. Наряду с обсуждением трудностей непременно должны присутствовать романтические отношения, то, что принято называть обоюдным очарованием.

— И всё же в нашей стране пока сохраняется печальная статистика разводов…

— Статистика разводов достаточно стабильная и действительно удручающая — более 600 тыс. в год. Я объясняю такое положение дел прежде всего легкомысленным отношением к браку и разводу. У многих людей распространено представление о том, что смена спутников жизни является совершенно нормальным явлением.

При этом я противник усложнения процедуры вступления в брак и развода. Для уменьшения разводов необходимо заниматься ненавязчивым просвещением, объяснять последствия плохо обдуманных решений.

— Откуда, по вашему мнению, берётся легкомысленное отношение к брачному союзу?

— Мы живём в мире победившей сексуальной революции. У нас фактически полная свобода половых отношений. Это не хорошо и не плохо. Это реальность, которую необходимо воспринимать такой, какая она есть.

Несмотря на это, во многих наших семьях, в том числе молодых, темы секса и полового развития по-прежнему табуированы. Получается замкнутый круг, который, на мой взгляд, размыкается только через грамотное просвещение, где половые отношения обсуждаются в контексте любви и как производное любви. Здесь как раз ведущую роль должны сыграть психологи, государственные массмедиа.

— Если всё-таки супруги решили развестись, можно ли это сделать цивилизованно и уберечь детей от психологической травмы?

— В психологии даже есть такое понятие, как качество развода, но оно несколько натянуто. Почти всегда развод оборачивается психологической травмой абсолютно для всех участников — и детей. В такой ситуации родители должны руководствоваться интересами детей, а они состоят в том, чтобы бывшие супруги сохранили товарищеские отношения и равноценно проводили время с детьми.

Правда, реальная практика такова, что преодолеть эмоциональный разрыв родителям чрезвычайно трудно. Причём тут уже не всегда может помочь психолог. В связи с этим лучше всего не доводить разногласия до стадии, когда развод кажется единственным выходом из тупика.

Родителям стоит помнить, что дети во многом повторяют их путь. На Западе есть ряд исследований на тему развода. Они говорят о том, что дети, которые пережили развод, во взрослом возрасте более склонны к легкомысленному отношению к браку, чем те, которые не имеют этого травматического опыта.

— В заключение не могу не спросить: насколько в нашем обществе у человека сохранилась внутренняя потребность связывать свою жизнь узами брака и заводить детей? Например, на Западе практикуются самые разные формы отношений, в том числе без детей.

— Больше всего экспериментов с форматами отношений между мужчиной и женщиной действительно происходит на Западе. Убеждая себя в правильности одиночества, нормальности экспериментов с отношениями и отказываясь от детей, люди обманывают себя, ломают свою человеческую природу. Последствия могут быть самыми тяжёлыми — это разъедающее душу чувство зависти (к тем, у кого есть дети. — RT) и сожаления, тревога, невроз и клиническая депрессия.

Семья — это не просто культурный и социальный феномен. Я глубоко убеждена, что это и есть сущность человека, по крайней мере, лучшей её части. Именно через семью человек способен обрести внутреннюю гармонию, полноценно самореализоваться, достичь того, что мы называем счастьем. В России семья была и остаётся главной жизненной опорой человека.